МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Воспитание патриотизма подростков приобретает явный военный уклон

Российских школьников решили оказачить

Какая модель патриотического воспитания школьников является наилучшей в нашей стране? Интеллектуальная? Художественная? Творческая? Ан нет. Как считают участники IX съезда педагогов «Российская история, отечественные ценности и традиции — модели воспитания гражданина и патриота», проведенного Всероссийским педагогическим собранием (ВПС), лучший выбор для наших детей — казачество.

Фото: Александр Корнющенко

Высокое собрание было настроено на агрессивно-военизированный лад. Главным трендом текущего момента, по мнению участников мероприятия, является «обострение борьбы за отечественную молодежь с оппонентами России». Последние, подчеркнул полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе и председатель Совета по делам казачества Александр Беглов, «пытаются сделать самое страшное — овладеть умами наших наследников. И наша главная задача — защитить их от этих лжеучений. Это очень важно, ведь со временем именно они будут платить нам пенсии. И чем лучше мы их воспитаем, тем более существенными будут пенсии», — неожиданно свернул он от высоких материй к прозе жизни.

Впрочем, главное — не пенсии, а оборона страны, внесли коррективы следующие выступающие: «Мы вот здесь заседаем. А вокруг наших границ сгущаются тучи, — напомнил президент Национального союза патриотического воспитания Василий Собачкин. — Время раздумий закончилось! Пора начинать действовать! Если у вас есть какие-то мысли и идеи, расскажите о них мне!»

Мысли и идеи не заставили себя ждать. Например, о «полосе военно-политической турбулентности, в которую входит мир» и «ситуации, когда старые правила перестают действовать, а право сильного подменяет нормы международного права». Или о необходимости противодействия «мягкой силе», с помощью которой «наши прежние партнеры, а ныне — геополитические противники попирают то, что раньше казалось незыблемым, и подчиняют своей воле тех, кто хочет идти независимым путем». И даже о «князе Олеге, повесившем в свое время щит на стенах Царьграда». Короче, патриотизм наших школьников принимает явный оттенок хаки и главным образом должен стать военным.

О сложной международной обстановке, в контексте которой придется растить нынешнюю молодежь, говорила и председатель ВПС, ректор пищевого МГУТУ им. Разумовского, преобразованного в Первый казачий университет Валентина Иванова: «В борьбе против терроризма необходимы не только новейшие военные технологии, но и патриотизм всего населения. Поэтому образовательным учреждениям необходимы эффективные модели воспитания патриотов». При этом постсоветский патриотизм, по мнению Ивановой и других участников съезда, должен быть коллективным и массовым — совсем как в добрые старые времена. Между тем, согласно последним опросам общественного мнения, 84% россиян считают патриотизм глубоко личным чувством. А это, констатировали они, совершенно не отвечает задаче дня.

Одной из самых эффективных моделей съезд признал воспитание школьников на традициях казачества: «Необходимо повсеместно расширять количество казачьих образовательных учреждений, отдельных казачьих классов, а также воспитывать на казачьих традициях всех детей», — заявила Иванова.

Что это означает на практике, не совсем понятно. То ли всех школьников переоденут в казачью униформу, то ли раздадут им нагайки, то ли образуют в каждой школе «казачий круг», решения на котором будут выноситься криками «Любо!» или «Нелюбо!». Однако совсем уж непонятно, как данная модель будет работать в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны. Скажем, на Северном Кавказе. И не вызовет ли это решение дополнительного всплеска межнациональной напряженности, к слову сказать, особенно опасной в условиях «военного времени», о котором говорилось на съезде.

Среди других, менее радикальных идей — проникновение патриотов в киберпространство с целью создать там виртуальный Музей боевой славы и, что еще интереснее, «кибердружин по отражению электронных атак наших врагов на наших героев». Последнее, судя по всему, пришлось особенно по сердцу залу: во всяком случае, именно в этом месте он с посвистом и гиканьем присоединился к фольклорному ансамблю, певшему в проходах параллельно с выступлениями на сцене. Правда, пение частично заглушило речи. Поэтому узнать, кто именно и каким образом будет формировать эти кибердружины, а также как они будут действовать, не удалось.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах