Как-то вез я приятеля-немца в аэропорт. Смотрел тот на поток автомобилей, смотрел, и вдруг спрашивает меня: «Слушай, а почему у вас все машины — или черные, или белые, или серые? У нас в Германии из окна на поток машин смотришь — он весь пестрый, цветной, яркий… А у вас — темный, мрачный». Я отшутился, рассказав анекдот о том, как кавказец посылал сына учиться в Москву. Помните — отец сказал, что если сын будет учиться на «пятерки», купит ему белый «Мерседес», если на «четверки» — черный. «А если ты будешь учиться на «двойки», — добавил папа, — куплю тебе красный «Мерседес», чтобы все видели, что ты — баран».
Отшутился, но когда ехал обратно — невольно рассматривал поток машин глазами немца. Что сказать? Прав он, немец. Картина мрачная. Преобладающий цвет автомобилей у нас — несомненно, черный. Почему, интересно? Может быть, на нем не так заметна грязь — ведь у нас, мягко говоря, не самые чистые дороги в мире? Нет, все даже наоборот. На черной машине грязь «читается» куда заметнее, чем на серебристом металлике, например, или на серой краске. Так в чем причина?
Чтобы ответить, нам придется сделать короткий экскурс в историю черных автомобилей. У кого в советские годы были черные машины? У больших партийных начальников, директоров заводов, фабрик и НИИ, у генералов милиции и КГБ, а также армейских чинов. То есть у сильных мира сего. Обыватель привык уважать машины черного цвета — пропускать их, не гудеть им и не шугать их светом фар. Такое отношение впитывалось народом, словно губкой, — причем долго, лет этак шестьдесят. Наступили девяностые — и кто же уселся на черные машины вместо вождей разных мастей и рангов? Конечно же, представители теневой экономики, а проще говоря, бандиты. Их напоминающие китов-убийц «Мерседесы» и слоноподобные джипы наводили на законопослушных автовладельцев священный ужас. Причем куда больший, чем внушали в годы советской власти автомобили правящей элиты. Что могло грозить хозяину «Москвича», скромному инженеру, по чьей вине произошло ДТП с генеральской «Волгой»? Ну, на работу сообщат… В партком, если коммунист. И то не факт. Заплатить заставят? И это вряд ли. Прокол в правах сделают, и все. А вот въехать в задок черного бандитского джипа — это, как говорят преферансисты, уже совсем другой расклад. Сами понимаете — могли и побить, и машину отнять. Никаких страховок еще не было, а в милицию обращаться боялись — как бы хуже не вышло. То есть в девяностые отношение к черным машинам из уважительного перешло в боязливое.
Что же мы имеем сегодня? Весьма устойчивый стереотип, который гласит: держись подальше от черной машины, она опасна в любом случае. Кто-то, как говорится, догнал это умом, кто-то ощутил на уровне интуиции, кто-то слепо последовал чужому примеру… И вот результат — среднестатистический житель столицы (да и всей России, впрочем) из всех предложенных ему цветов модели машины выбирает черную. «Пусть и меня боятся, — думает человек, — даже если я не смогу купить «Лендкрузер», то и черного «Пежо» все равно сторониться будут».
Я не поленился, обзвонил ряд автосалонов, поговорил со знакомыми продавцами авто… Мои мысли подтвердились. Если данная модель имеется в черном цвете — ее разбирают значительно быстрее других.
С белыми машинами картина похожая: народ знает, что их предпочитают жены и любовницы богатых и властных людей. А эти дамы считаются чуть ли не опаснее своих визави: таксисты и частные извозчики не раз говорили мне, что лучше с машиной полковника полиции или хозяина торгового центра ДТП устроить, чем с авто их дамочек. Те сначала орут как ненормальные и даже в драку лезут, а потом накачивают своих бойфрендов, чтобы наказали обидчика по первое число.
Ну и, наконец, серый цвет (в том числе серебристый металлик), которого тоже немало на наших улицах… Говорил я с хозяевами таких машин — эти люди предпочитают «не светиться». Вообще, в принципе. Ни машиной, ни квартирой. Их не найти в соцсетях, а если они всей семьей провели месяц на Канарах, то всем говорят, что были на даче.
Вот и движется по нашим улицам темный, мрачный автопоток. Иностранцев он неприятно поражает, а мы — привыкли, хотя на подсознательном уровне настроение от такой картины портится все равно…
Есть ли выход из этого черно-белого кино? Можно ли сделать так, чтобы Москва и другие наши города украсились разноцветными машинами, словно лес — попугаями, а просвеченное до дна тропическое море — рыбками? Я понимаю, что на дорогах у нас все непросто, это вам не Европа. Между нашими автолюбителями на дорогах идет если не война, то уж борьба — точно, и побеждает в ней сильнейший. И помогают стать сильнейшим несколько факторов. Например, цена машины. Чем она выше, тем легче и комфортнее человеку ездить по столице (и не только, разумеется). Но это — на уровне сознания тех, кто окружает его на дороге. На уровне же рефлексов (а этот уровень чаще всего и является определяющим в поведенческом смысле, как говорят психологи) — прежде всего все тот же цвет. В нашем случае — черный.
Но тут давайте вспомним, например, о воздействии красного цвета на наше подсознание. Красный — цвет опасности. В природе в красные тона не случайно окрашены многие ядовитые змеи, рыбы, насекомые. Цвет светофора, цвет запрещающих дорожных знаков, цвет табличек и оградительных ленточек, не пускающих нас в опасные места.
Что же с красными машинами? На деле — совсем иначе, чем в анекдоте про кавказца и его сына. Психологи уверяют, что такие авто — самые безопасные для своих владельцев. Другие участники движения подсознательно держатся от них подальше — как бы чего не вышло. Это происходит чисто инстинктивно, что гораздо надежнее, чем в случае с осознанным страхом перед черными машинами. Но есть у транспорта красного цвета и еще одно преимущество, благодаря которому его остерегаются в том числе водители и черных, и белых машин. Они считают (или чувствуют), что люди, покупающие красные автомобили, на самом деле круче их самих, потому что они свободны от стереотипов.
Включим логику и зададимся вопросом, кто же на дорогах робеет меньше: люди, покупающие черные машины, чтобы пугать других, или люди, которым пугать никого не надо, приобретающие красные? Конечно же, пугать других хотят те, кто побаиваются сами, а другие — просто уверены в себе и чувствуют себя настоящими хозяевами на дорогах. Именно они покупают себе красные, а также голубые, оранжевые, зеленые, фиолетовые автомобили. И их уверенность в себе отлично чувствуют хозяева черных китов и белых слонов.
Я вот, например, начал с себя. Была у меня, конечно же, черная машина, прошел я этот необходимый этап. Но вот — надоело быть как все… Врать не стану: на алую или светло-зеленую я все же не решился, но вишневый металлик — купил (для первого шага — нормально!) и езжу с огромным удовольствием. И что я вам скажу: пропускают куда охотнее, чем когда я был на черной. И что очень и очень важно — куда меньше останавливают инспектора ГИБДД. Не верите? А вы возьмите напрокат самую яркую машину и покатайтесь по городу! Будете приятно удивлены.
Глядишь — и наши улицы станут яркими, разноцветными… А с ними и настроение наше окрасится в более радужные тона.