Несомненно – в Кремле не были довольны случившимися акциями протеста. На фоне тяжелой экономической ситуации, галопирующей инфляции, роста цен на продукты и сокращения доходов населения (о продолжающейся изоляции России на международной арене можно и не говорить) еще одна проблема, грозящая в клубах солярочного дыма въехать в Москву и запарковаться со всем своим длинномерно-прицепным хозяйством аккурат под кремлевской стеной, властям была совершенно не нужна. Между тем протесты, хотя они в последнее время и пошли на спад, с одной стороны, вовсе не прекратились и, с другой стороны, могут начаться с новой силой, если плата за проезд, как предполагается, будет повышена в 2016 году.
Естественно, возникает вопрос: стоят ли за протестом координирующие их силы, которым могут быть выгодны как сами протестные акции, так и угроза их расширения и активизации в наступающем году?
Система «Платон» разрабатывалась с августа 2014 года, и многие эксперты неоднократно отмечали, что ее введение может вызвать серьезные проблемы для некоторых отраслей экономики. Велись дискуссии и среди чиновников. Молчали, пожалуй, только водители большегрузов. И вдруг – социальный взрыв. Спонтанный или подготовленный?
Дальнобойщики – одна из самых многочисленных групп рабочего класса в стране. Они в прямом смысле вездесущи, хорошо организованы и обладают таким прекрасным орудием, как большой грузовик, которым при желании можно перекрыть трассу и довести до коллапса целый город и даже регион. Некоторые уже окрестили акции протеста ноября-декабря 2015 года «Майданом по-российски». В то же время водители фур в большинстве своем – «выходцы из народа»: они открыто поддерживают нынешнюю власть и президента (были случаи, когда они отказывались от того, чтобы их акции «пиарили» адепты оппозиционных партий или сторонники А.Навального, считая, что эти люди «действуют вопреки интересам страны»). Почему же дальнобойщики пошли против действующей власти?
Депутат Госдумы Е.Федоров, например, считает, что здесь не обошлось без предателей и представителей «пятой колонны» в Правительстве России. Как обычно, и в этот раз депутат воздержался от упоминания конкретных фамилий «виновных» или «ответственных». Между тем выдвигаются иные версии, менее широко обсуждаемые.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков – бывший оппозиционер и некогда непримиримый борец, некоторое время назад неожиданно успешно ставший частью государственной системы. Задолго до того, как случился «Платон» и в те годы, когда В. Лысаков еще не занимал удобного кабинета на Охотном ряду, он создал и возглавил общественное движение «Свобода выбора», а также демонстрировал свою оппозиционность «режиму» разными методами.
Обыденными в то время были дебаты о перспективах развития гражданского общества в России, о необходимости координации протестных акций. Как пишет сетевое издание MIRNOV.RU, «Лысаков до госкарьеры встречался с помощником американского посла Арлис Рейнольдс и был польщен, что Госдеп США проявил интерес к его протестной деятельности. Но теперь он присоединился к акции за то, чтобы лишить Барака Обаму Нобелевской премии мира. И это правильно, ведь и Обама сильно изменил свое отношение к России за последние годы. Вообще людям свойственно меняться».
Опять-таки задолго до начала своей успешной политической карьеры наш герой познакомился с А.Котовым – лидером Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов. А.Котов полностью поддерживал В.Лысакова. По словам участников профсоюза, Котов неоднократно помогал изготавливать знамена и транспаранты, а также участвовал в различных акциях протеста. Позже В.Лысаков неоднократно открыто подчеркивал, что с А.Котовым они друзья и что он ему обязан за помощь и поддержку в самый тяжелый период своей жизни.
В ноябре 2015 года А.Котов на какое-то время становится во главе протеста водителей против системы «Платон», а В.Лысаков начинает активно поддерживать дальнобойщиков в средствах массовой информации. При этом в Госдуме он по совершенно непонятным причинам не голосует за предложение коллег из КПРФ рассмотреть проект постановления об обращении к президенту в связи с ситуацией, вызванной введением в действие системы «Платон». Хотелось бы узнать, почему депутат не видит в этом путь к компромиссу, за который выступили коммунисты? Хотя как до этого и сразу после активно и последовательно высказывал свою позицию.
Особо странно то, что ведет себя так не последовательный оппозиционер, а член «Единой России» и сопредседатель московского штаба «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Несмотря на то, что он «включен» во властные структуры, депутат В.Лысаков держится обособленно и нередко высказывает мнение, которое не совпадает с «линией партии». После Д. Гудкова он, вероятно, самый цитируемый оппозиционными СМИ член российского парламента.
На протяжении почти двух месяцев проблему «Платона» пришлось решать на самом высшем уровне, подключив к этому даже президента страны. И, похоже, российское руководство пошло «на контакт» с отдельными организаторами протестного движения, которые могли бы повлиять на настроения недовольных трудяг. Предположительно, на этот раз согласие было достигнуто как раз с А.Котовым. По информации РБК, лидер профсоюза дальнобойщиков Александр Котов призвал их отказаться от марша протеста на Москву и блокирования МКАД. «Мы решили дать возможность президенту прекратить этот бардак, успокоить страну и положить конец социальным волнениям, которые приняли почти необратимый характер», — говорит Котов, который напоминает, что ключевое требование водителей — отключение «Платона».
На днях стало известно, что Президент России поручил отменить транспортный налог для большегрузных автомобилей в рамках доработки системы «Платон», соответствующий законопроект может быть принять в весеннюю сессию Госдумы.
Олег Евстафьев