Приключения монарха
— Раньше мы не особо задумывались о составе того или иного продукта питания, а теперь внимательно изучаем этикетку на предмет содержания ГМО.
— Вот передо мной на тарелке сырная нарезка. Мне все равно, есть в этом сыре ГМО или нет. Для меня главное, что он вкусный и безопасный. В мире от арахиса и арахисового масла ежегодно умирает несколько тысяч человек. Причина — анафилактический шок, потому что арахис один из самых сильных аллергенов. Где-нибудь вы видели надпись, что арахис опасен для вашего здоровья? Нет. А в Америке всегда есть такое предупреждение.
— Недавно мировые СМИ распространили страшную новость о смерти испанца Хуана Педро Карлоса после того, как он отведал помидоры с геном рыбы.
— Да, похоже, что этот человек умер после того, как наелся помидоров. Помидоры являются одним из главных пищевых аллергенов. И бывает, что люди в мире умирают из-за аллергии на томаты. Во времена моего детства внешнее проявление этой аллергии называлось диатезом. Так вот, в случае особой чувствительности аллергическая реакция может привести к анафилактическому шоку и к смерти. Достоверно установлено, что испанец умер именно от анафилактического шока и что до этого он ел помидоры. А потом испанский врач заявил, что помидор был трансгенным. Да еще и с геном рыбы. Вопрос: откуда несчастный Хуан Педро его взял, если в Испании томаты с ГМО не разрешены? Кроме того, существует 9 линий трансгенных помидоров, при этом три — с генами самих помидоров, остальные с бактериальными генами.
— Томатами, в которые встроили ген рыбы, нас пугают уже лет двадцать. Но я сама не раз видела помидоры, в которых на разрезе белеет нечто, похожее на рыбьи кости.
— «Рыбьи кости» — это не что иное, как прожилки недозрелых томатов. С генами, взятыми из рыб, помидоров никогда не было. Это очень старый расхожий анекдот, который родился двадцать лет назад на фуршете ученых-генетиков, когда праздновали выпуск первого в мире трансгенного томата, в который вставили его же ген, но в противоположной последовательности — «задом наперед». Кто-то озвучил фантастическую идею: а слабо нам сделать помидор, который был бы устойчив к холоду? Можно взять из глубоководной рыбы ген криобелков! Журналисты «новость» разнесли. Я даже знаю одного генного инженера, который попробовал это сделать. У него ничего не получилось, потому что с биологией не поспоришь.
— Противники генетически модифицированных продуктов ищут доказательства их смертельной опасности для человека. Результаты опытов с лабораторными животными наводят ужас на обывателя. Например, французский профессор Жиль-Эрик Сералини заявлял, что крысы, которых он в ходе научных экспериментов кормил продуктами ГМО, покрылись опухолями.
— Работа этого профессора, на мой взгляд, нечестная и непрофессиональная. Проблема и в том, что он взял линию специально выведенных крыс, которые используются в исследованиях в области онкологии. Они характерны тем, что, как их ни корми, хоть черной икрой, в течение времени покрываются опухолями.
— Несколько лет назад в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова экспериментировали с хомяками. Подопытные грызуны в третьем поколении не дали потомства. Кроме того, у них во рту стали расти волосы. Фильм ужасов какой-то!
— Ученые наловили в поле несколько пар хомяков, что вообще не репрезентативно. Это не линейные животные, что недопустимо при подобных исследованиях. А хомяки, особенно это касается хомяков Кэмпбелла, очень чувствительны к рациону питания. Во время эксперимента их кормили кормом для кур-несушек, причем просроченным. Любой хомяк от такого питания сдохнет. А что касается роста волос во рту у подопытных грызунов, то на сайтах любителей хомяков можно прочитать: такой феномен, а именно ороговение слизистых, наблюдается именно при неправильном кормлении.
— А что произошло в Америке с бабочкой монарх? Их популяция сильно сократилась из-за того, что личинки наелись листьев с пыльцой трансгенной кукурузы. Одна газета вышла с шапкой «Даже бабочек тошнит от генетически модифицированной пищи».
— Бабочка монарх является монофагом. То есть существом, которое питается только одним продуктом. А именно молочаем. А проблема в том, что этот молочай — самый страшный враг фермеров, поскольку забивает фильтры тракторов. Исчезает кормовая база, и бабочке каюк.
Трансгенная кукуруза, устойчивая к насекомым, вырабатывает смертельный токсин. Он опасен для бабочек, если попадет в пищеварительный тракт. Да, если взять листья кукурузы, обсыпать их пыльцой и гусеницу с голодухи заставить жрать эти листья, которые она в природе не ест, она, конечно, погибнет. Это показано в лабораторных условиях. А бабочка питается нектаром, в котором ни токсина, ни ДНК нет. Но, когда появляется гусеница монарха, кукуруза еще не цветет. Эти периоды разнесены на три месяца. Получается, что в природе гусеница никогда не встретится с пыльцой, такое может случиться только в лаборатории.
Значит, популяция сокращалась по другой причине.
Эти бабочки способны преодолевать огромные расстояния до мест своей зимовки в Мексике. Они мигрируют миллиардами, у них свои жесткие пути, на которых, видимо, началось интенсивное земледелие. Когда популяция упала и миграция монарха снизилась, в этом винили трансгенную кукурузу. А через 2–3 года популяция восстановилась, но это уже никому не интересно... Сейчас вновь снизилась, но про ГМО уже не вспоминают.
«Ваша лошадь больна диабетом!»
— На Украине, которая когда-то считалась житницей СССР, похоже, сегодня не боятся экспериментировать с ГМО.
— Украинцы вовсю рекламируют рапс собственной селекции. Рапс сорта раудис у них внесен в реестр. Этот рапс рекламируется как обладающий природной устойчивостью к гербициду раундап. Поливаешь средством поле: все сорняки погибают, а рапс остается. Нужно провести всего две обработки!
Я проверил чудо-рапс. Это конструкция «Монсанто» — мирового лидера в биотехнологии растений. Скорей всего, украинские специалисты взяли линию GT73 и скрестили со своими сортами. Эту же монсантовскую конструкцию недавно обнаружили в рапсовом шроте из Ростовской области! Послали в аккредитованный европейский центр, а там посмотрели и сказали: «Ваша лошадь больна диабетом!» Получается, у нас в России тоже есть неразрешенный продукт.
— Госдума весной приняла в первом чтении правительственный законопроект о запрете на выращивание и разведение в России генетически модифицированных растений и животных. Какие овощи исчезнут с прилавков?
— Постановление вступит в силу только в 2017 году. У нас разрешены 22 трансгенные линии сельскохозяйственных культур. Больше всего кукурузы (10-12 линий), затем идут соя, рис, сахарная свекла. Будут выращивать нелегально. Как поймать за руку такого производителя? Кто будет проверять? Тестирование ГМО сегодня не входит в реестр госуслуг. Правительство должно создать механизм контроля. Это недешевая система, и без бюджетных вложений не обойдешься. А у нас сертификация добровольная. К примеру, я заявляю, что у меня нет трансгенных овощей. Что дальше? В России нет механизма для оперативного определения ГМО, зато хорошо налажена продажа этикеток. Я видел соль с надписью «не содержит ГМО»!
Сейчас пытаются доказать вредное воздействие ГМО на здоровье человека. В Америке или в Англии регулирование идет по наполеоновскому кодексу: если не доказано, что продукт опасен, значит, он безопасен. В Европе по-другому: если не доказана безопасность, значит, продукт опасен. А у нас по Шекспиру: «Как вам это понравится?» И основная задача — понять, кто этот «вы» и что ему в данный момент понравится.
На самом деле у нас очень мало ГМ-продуктов. Да, соевый белок, возможно, кукурузный крахмал. Еще сахарная свекла, которую мы не едим. Она, как известно, идет на производство сахара — полисахарида высокой степени очистки. Нужно тонну перелопатить, чтобы там найти какие-то следы ГМО.
— Казалось бы, отличная штука — ГМО. Посеял волшебные семена, полил грядки гербицидом, и ни сорняков, ни вредителей. Мечта фермера. Но второе поколение семян уже не появится, то есть их опять придется покупать у производителя.
— Речь идет об охране интеллектуальной собственности. Большие компании продают семена под контракт, в котором заложено, что ты можешь их вырастить и продать урожай. Но оставить себе посадочный материал не имеешь права. А если ты схитрил и решил посеять семена на следующий год, то они у тебя не взойдут. Для этого существуют специальные технологии. Отмечу, что сейчас они не применяются.
Когда мы работаем с такими культурами, как кукуруза, семена оставлять бессмысленно, потому что вся кукуруза — это гибриды. Вырастил гибрид — получил большой урожай, скажем, 100 тонн. А если оставишь семена и посеешь на следующий год, то, по Менделю, они развалятся на родительские линии. Хорошо, если соберете 30 тонн, и вся кукуруза будет разная. Это природный, естественный механизм. Гибридные семена не оставляют, их покупают каждый год.
Морковка для шпиона
— Недавно в Америке произошел очередной прорыв: после десятилетней войны между лоббистами и противниками продуктов с ГМО разрешена продажа искусственно выведенного лосося. На вкус рыба вроде бы не отличается от дикой, зато растет намного быстрее. Что будет, если лосось-гигант выплывет из искусственных водоемов и попадет в Мировой океан?
— Эта рыба в естественных условиях не может воспроизводиться: она стерильная. Чтобы появились мальки, необходимо человеческое участие. В лаборатории производят оплодотворенную икру. Даже если себе представить, что лосось прорвался сквозь все заслоны и выбрался в море, вряд ли он отнимет пищевую базу у обычного лосося.
— И все-таки, почему Европа не приняла ГМО? Дело в консерватизме?
— Нет, в прагматизме. Это деньги. Почти половина европейского бюджета идет на поддержку сельского хозяйства. Если запускаешь технологию ГМО, у тебя вырастает эффективность и снижается себестоимость. В Западной Европе сейчас не знают, куда девать сельхозпродукцию, а если закупочная цена упадет на 40 процентов, 40 процентов фермеров станут безработными.
А у американцев большая экспансия семенного материала и продовольствия, в основном в виде зерна кукурузы, что, по своей сути, является государственной поддержкой собственного производителя. Они выбирают точку на карте мира, которая им интересна, и поставляют туда продовольствие. Ведь каждые 8 секунд на нашей планете один человек умирает от голода.
— Китай тоже мощно использует биотехнологии. Мне, к примеру, интересно, не содержатся ли ГМО в яблоках и грушах из Поднебесной?
— Не существует пока генетически модифицированных яблок и груш. У китайцев есть два-три сорта томатов, содержащих ГМО. Они работают над пшеницей, которая будет устойчива к мозаичному вирусу. Основная ГМ-культура в Китае — это хлопчатник. Есть интересная статистика: с использованием этого хлопчатника, устойчивого к насекомым, снизили смертность в стране. Обычно проводится чуть ли не 20 обработок химикатами в год. Это химические отравления, высокая смертность, а ГМ-хлопчатник требует одну-две обработки в год.
— А можно ли при помощи генной инженерии сделать продукт опасным? Чем не вариант для шпионского триллера?
— Можно. Если я возьму морковку и воткну туда ген цикуты, который производит алкалоиды этого ядовитого растения, то она будет смертельно опасной (это и традиционной селекцией можно сделать). А можно, наоборот, выключить ген, отвечающий за синтез и экспрессию аллергенного белка, получив более безопасный продукт. И это тоже будет продукт ГМО.
— На днях по ТВ показали документальный фильм «Первая генетическая война», где живописуются такие леденящие последствия длительного употребления ГМО, как рождение детей с аутизмом.
— Это классический пример испорченного телефона. Лет пять назад кто-то хохмы ради опубликовал график роста аутизма и выступлений противников ГМО. И они практически совпали. У меня есть первоисточник. В серьезных научных изданиях рост аутизма объясняется борьбой с депрессией. Употребление антидепрессантов во время беременности достоверно ведет к росту аутизма. Механизм еще непонятен, а корреляция уже установлена.
— Получается, что генная инженерия — какая-то сверхнаука. Она вторгается в самое сокровенное. И кто знает, какие сюрпризы нас ждут в отдаленном будущем? Ведь 20 лет победного шествия того же трансгенного синьора помидора — для человечества всего лишь миг...
— Генная инженерия не является прерогативой человека. Есть очаровательное и очень древнее животное — тихоходка. Маленькая, от полмиллиметра до полутора, она является самым потрясающим экстремалом. Тихоходка выдерживает 20 часов замораживания в жидком кислороде и даже нагревание до 100 градусов в течение часа. Существо встречается в «черных курильщиках» (гидротермальных источниках, действующих на дне океанов). Тихоходок выпускали в открытый космос, замораживали в жидком гелии. И они не только сохраняли свою жизнедеятельность, но и давали потомство! Ученые пытаются расшифровать геном этого экстремала. И не могут сделать это однозначно. Живет тихоходка на цветке и приобретает 20–30 процентов генов этого цветка, существует рядом с бактериями — происходит то же самое. Каждый раз идет передача генов. То есть наша тихоходка, которая, к слову, не бактерия, не растение, а животное, приобретает гены из своей среды обитания! Что это, как не генная инженерия в живой природе?