Пожарно-спасательный автомобиль с медицинским модулем «Мегаполис» является автомобилем быстрого реагирования, имеет высоконапорный мотонасос с рукавной катушкой и комбинированным стволом высокого давления, емкость для воды объемом 300 литров и пенообразователь объемом 20 литров, а также электрогенератор с осветительным комплексом, пожарно-техническое вооружение и гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Но самая его важная особенность — это возможность оказания медицинской помощи пострадавшим, а также их транспортировка в стационарные медучреждения. Для этого в автомобиле имеется медицинский модуль, оснащенный устройством для транспортирования пострадавших, медицинской укладкой, кардиографом, устройством вентиляции легких.
Основное поле деятельности автомобиля — оказание экстренной помощи, в том числе при ДТП. Такой автомобиль несет службу в Краснодаре, где осуществляет реагирование на четверть пожаров и на треть всех ДТП, произошедших в городе.
Для успешного тушения пожаров и ликвидации ЧС при низких температурах (до -60°С) разработаны и созданы пожарно-спасательный автомобиль ПСА-С-6,0-40 и пожарная автоцистерна АЦ-С-8,0-70.
На каждом из этих автомобилей можно дистанционно управлять энергетическими установками, что позволяет поддерживать тепловой режим кабины боевого расчета и надстройки, подогревать огнетушащие вещества в рукавной линии, обеспечить разборку рукавных линий при низкой температуре. Кроме этого, из кабины водителя можно создать комфортные условия работы с насосной установкой, поскольку в автомобиле есть дистанционная система управления водопенными коммуникациями.
Комплекс «Поток» создан для обеспечения подачи больших объемов огнетушащих веществ на большие расстояния. Он базируется на шасси одного автомобиля и состоит из насосного и рукавного модулей, установленных на единую транспортную платформу.
Основные особенности комплекса:
■ высокопроизводительная насосная станция (производительность до 130 литров в секунду);
■ устройство для механизированной прокладки и сборки магистральной рукавной линии (длина до 1 километра, время укладки — менее 3 минут);
■ наличие у съемных модулей для их погрузки (выгрузки) на универсальную платформу механизма типа «мультилифт».
Комплекс «Шквал» предназначен для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования для подачи и откачки больших объемов воды, механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, в том числе в условиях труднопроходимой местности.
Основные особенности комплекса:
■ использование вспомогательного погружного насоса, предназначенного для забора воды из источника и ее подачи в основной насос (глубина забора до 15 метров);
■ высокопроизводительная насосная станция, превосходящая существующие насосные станции в 3 раза (производительность до 350 литров в секунду, напор до 14 бар);
■ механизированная прокладка и сборка магистральной рукавной линии (длина до 1,5 километра, время укладки — менее 5 минут).
Модульная конструкция комплекса позволяет максимально быстро привести систему в рабочее состояние на месте эксплуатации. Комплекс состоит из двух автомобилей: насосного и рукавного. Модули имеют устройства для их погрузки (выгрузки) и транспортировки с применением погрузочно-разгрузочного механизма типа «мультилифт» или вертолетом.
Технической особенностью комплекса «Магистраль» является то, что он представляет собой одновременно:
пожарную автоцистерну емкостью 4 м3;
передвижную насосную станцию производительностью до 130 литров в секунду;
рукавный автомобиль (длина магистральной линии — 1,2 километра).
Отличиями аварийно-спасательного автомобиля улучшенной проходимости АСА-ТТХ являются:
■ двойная кабина для боевого расчета из 6 человек и надстройки для оборудования и инструмента, выполненные из легких и коррозионностойких сплавов;
■ увеличенная на 30% вооруженность автомобиля спецоборудованием;
■ наличие цистерны для воды емкостью 800 литров и емкости для пенообразователя емкостью 100 литров;
■ наличие пожарной насосной установки высокого давления, предназначенной для быстрого тушения пожаров.