МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Время собирать камни

В Ростове обсудили проблемы обеспечения радиационной безопасности в Донском крае

«Больше знаешь — крепче спишь» — так мог бы звучать лозунг «Круглого стола», который прошел в минувшую пятницу, 11 декабря, в пресс-центре «Медиас». Общественный совет Госкорпорации «Росатом» пригласил всех желающих обсудить вопрос обеспечения радиационной безопасности в Ростовской области. Заявленная тема была нашумевшей и довольно болезненной — строительство хранилища низкоактивных отходов в районе села Большие Салы Мясниковского района. Представители разных структур и ведомств вышли на прямой диалог с общественностью, чтобы в очередной раз объяснить, что появление нового хранилища никакой угрозы ни для местных жителей, ни для экологии донского края не несет. 

Фото: ФГУП «РосРАО»

Открыл «круглый стол» председатель правления ЭПЦ «Беллона», член Общественного совета Госкорпорации «Ростатом» Александр Никитин. Он подчеркнул важность создания местного общественного совета, который бы стал связующим звеном между предприятием «Росатом» и жителями, обеспокоенными строительством нового хранилища.

Контроль на всех этапах

Затем директор филиала ФГУП «РосРАО» Южный территориальный округ Николай Мельников начал презентацию проекта строительства ПХРО. Первое, на чем он сделал акцент, — все работы, которые сегодня ведет предприятие, имеют под собой законодательную основу. С 11 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». — На основании этого все существующие исторически радиоактивные отходы будут приведены к критерию приемлемости, а затем отправятся на пункт окончательной изоляции. С этой целью все пункты хранения будут изымать уже имеющиеся отходы, компактировать их, помещать в сертифицированные контейнеры. Затем какое-то время хранить и после направлять на окончательное захоронение, — пояснил Николай Мельников. — Все это нужно сделать и нам. И сегодня мы должны построить специальное помещение, в котором будут проводиться эти манипуляции. В настоящее время «Национальный оператор РАО» планирует создать пункты захоронения отходов в Северске, Новоуральске, Озёрске и на Южном острове архипелага Новая земля. Проблема хранения радиоактивных отходов в нашей стране стоит очень остро, и Ростовской области нужно тоже немало предпринять для ее решения. Как пояснил директор филиала ФГУП «РосРАО» Южный территориальный округ, первые отправки наших отходов на захоронение планируется провести не раньше 2022 года. Сегодня же в пункте хранения накоплено порядка двух с половиной тысяч кубов радиоактивных отходов. За этой формулировкой стоят отработанные продукты промышленности, медицины и других сфер деятельности человека. На Дону сегодня работают более 200 предприятий, которые производят такие отходы. — Наш пункт хранения создан в 1962 году. Он расположен в Мясниковском районе. Недалеко от села Большие Салы. Рядом находится Аксайский район. С момента создания мы копили эти отходы. И с того же времени у нас работают все необходимые контрольные лаборатории. У нас есть программа радиационного контроля и во всех близлежащих населенных пунктах, и на территории вокруг пункта хранения. Контролируются почва, вода, воздух и продукты питания. За весь период эксплуатации пункта хранения мы ни разу не отметили ни одного превышения показаний. Здесь есть и санитарно-защитная зона протяженностью в один километр. Но все эти годы она была условной, так как на сельскохозяйственные земли никакого воздействия захоронение не оказывало, — подчеркнул Николай Мельников. — В последнее время появились нормативные документы, по которым предприятие должно было создать проект санитарно-защитной зоны. Его создали, и сегодня она не выходит за пределы изгороди пункта хранения. Мы не оказываем воздействия на окружающую среду, и при возникновении любого радиационного инцидента радиоактивные вещества не выйдут из-под контроля и не окажутся за пределами существующей территории.

Новое хранилище нужно и промышленности, и медицине

Новое хранилище будет построено в десяти метрах от прежнего. Длина его составит 90 метров, глубина — 40 метров. Общий объем — пять тысяч метров кубических. Оно будет представлять большой металлический ангар, состоящий из четырех ярусов. Такой планировки требует уклончивый рельеф местности. Сегодня в новом хранилище есть оборудование последнего поколения, которое работает от дистанционного пульта управления. Участие человека в процессе минимально. Здесь будет действовать линия переработки — отходы измельчаются, затем компактируются и идут под пресс. Здесь же есть и передвижная лаборатория, которая оснащена всем необходимым оборудованием. Николай Мельников еще раз подчеркнул, что низкоактивные отходы, находящиеся в новом хранилище, никакого воздействия на окружающую среду оказывать не будут. К этому участку подходит асфальтированная дорога, участок содержится в удовлетворительном состоянии и проходит постоянные проверки. — Мы прошли все этапы получения решений и согласований в соответствии с законом Российской Федерации: госэкспертизу, санэпидемзаключение, разрешение на строительство, экологическую экспертизу, куда вошли и были учтены материалы общественных слушаний. В настоящее время мы приступили к строительству этого пункта захоронения. Этот объект нужен нам не только по закону, но и исходя из здравых соображений. Мы не можем остановить все предприятия, производящие отходы на территории Ростовской области. Новое хранилище нужно и промышленности, и медицине, и многим другим важным отраслям, — закончил презентацию Николай Мельников.

Под пристальным надзором

После выступления Николая Мельникова по рядам пробежал вопрос: почему предприятие мирно работало 53 года и вдруг возникла проблема? Оказалось, что это произошло потому, что, следуя законодательству, проект вынесли на общественные слушания. То есть у людей появились страхи: а чем нам это грозит? — Все под контролем! — со своей стороны заверил руководитель межрегионального управления № 5 ФМБА России Игорь Шумский. — Мы осуществляем надзорные мероприятия на предприятиях с особо опасными условиями труда в Южном Федеральном округе. За период эксплуатации этого хранилища аварийных ситуаций с выходом материалов в окружающую среду не зарегистрировано. Все мероприятия и лабораторные исследования проводятся в полном объеме. По данным

Роспотребнадзора Ростовской области и по результатам ежедневного радиационного контроля, обстановка на территории остается стабильной. В близлежащих поселках постоянно берутся пробы земли и воды, и все их результаты соответствуют нормам. Начальник Южного отдела инспекции радиационно опасных объектов Донского МТУ Михаил Голубев подтвердил соблюдение норм и правил на предприятии. И подчеркнул, что надзор за хранилищами идет постоянно.

Опыт уже есть

После экспертов выступил человек, который мог поделиться личным опытом, — Сергей Николаевич Жаворонкин, председатель правления ЭПЦ «Беллона». Он родом из Мурманской области, и там уже был случай выведения отходов из подобного хранилища. — Когда я увидел ваш объект, он напомнил мне европейские пейзажи. Рядом с хранилищем — поля. Точно так же, как во Франции или в других цивилизованных странах. Это первое впечатление, — заметил он. — Примерно такой же объект и такого же возраста, как ваш, существовал и у нас в Мурманске. Но техническое состояние его было значительно хуже. Именно по этой причине было принято решение о его освобождении от накопленного. У нас построили навес, отсортировали отходы и вывезли. В процессе работ постоянно делались замеры. И все они соответствовали нормам. Хотя наш объект, напомню, был в худшем состоянии и содержание источников было гораздо хуже, чем здесь, ведь к нам, в Мурманск, шло много отходов с флота. Но работали профессионалы. И все прошло хорошо. Так что не беспокойтесь. Опыт безопасного извлечения материалов из таких сооружений уже есть.

О самом наболевшем

Но как бы хорошо все ни звучало, часть представителей общественности к новой информации отнеслись с настороженностью. Со своими опасениями выступила одна из активистов, жительница Мясниковского района. Она говорила о якобы высокой смертности от рака, которую жители связывают с захоронением отходов, и о том, что рядом война на Украине — и вдруг в новый железный ангар попадет бомба? На первый вопрос был письменный комментарий, который прислал главный онколог Минздрава области Евгений Глумов. Из него следовало, что смертность от рака в районе понизилась на шесть процентов. А на вопрос о безопасности объекта в случае нападения ответил директор филиала ФГУП «РосРАО» Южный территориальный округ Николай Мельников. — Точно такой же объект находится в городе Грозном. В 1995 году его разбомбили. Практически все подсобные помещения были уничтожены. Но емкости не пострадали. Те объекты, которые были наверху, разрушились. Но их собрали и продолжают использовать по назначению. Я хочу вам показать то, что при определении санитарно-защитной зоны были учтены все варианты возможной радиационной аварии или диверсии. У нас нет здесь ядерных материалов и нет материалов, которые могли бы взорваться. Мы храним только низкоактивные отходы. И с 1962 года на каждую их партию имеем паспорт. — Главная проблема в том, что люди плохо информированы. Мало кто из нас хорошо знает физику и может понять, что находится в этих хранилищах. Поэтому нужно вести подробную разъяснительную работу, тогда все встанет на свои места, — прокомментировал услышанное глава района администрации Мясниковского района Владимир Килафян. — В последнее время благодаря нашей инициативной группе, активным землякам, а особенно Мариам Карапетовне Хазиян, мы много узнали о предприятии «РосРАО», и отношение среди населения к этому хранилищу меняется. Мы понимаем, что против государственной программы никто не пойдет. И раз уж судьба распорядилась, что этот объект находится в нашем районе, мы должны сделать все, чтобы работа этого предприятия проходила в нормальном, безопасном для всех режиме.

Вопрос исчерпан?

В финале «круглого стола» разгорелось жаркое обсуждение, которое лишь подтвердило слова Владимира Килафяна. Люди слишком мало знают о хранении низкоактивных отходов, поэтому и боятся. Один из самых популярных вопросов — достаточно ли толстые стенки будут у нового строения, ведь в других городах России объекты хранения сделаны гораздо более прочно? Этот вопрос задали люди из инициативной группы, которые видели другие захоронения сами. Оказалось, причина в том, что в каждом городе качество отходов разное. Наши, говоря простым языком, имеют низкую категорию опасности, поэтому и условия хранения их отличаются от других. Итог встречи подвел председатель правления ЭПЦ «Беллона», член Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Александр Никитин. — Сегодня я услышал здесь основное — жители понимают, что отходы нужно достать, перепаковать и захоронить. Понимание — это главное. Теперь наша задача в том, чтобы эта работа была выполнена безопасно. Давайте создадим общую рабочую группу: пригласим туда депутатов, общественников, специалистов и будем следить за всем, что делает это предприятие. Шаг за шагом. Выбранные в рабочую группу люди смогут прийти в любое время — посмотреть документы, сделать, если нужно, свои замеры. А также задать все интересующие вопросы. Ведь если предприятие будет работать честно, открыто и профессионально, то со временем ситуация прояснится и вопрос будет исчерпан. Директор филиала ФГУП «РосРАО» Южный территориальный округ Николай Мельников поддержал Александра Никитина, а также заверил, что всегда открыт к общению, готов сотрудничать с рабочей группой и дать ответы на любые вопросы.

Светлана Хлыстун

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах