- Далеко не все из ныне подозреваемых были вхожи в команду Гайзера или вращались в кругах около неё, - начал разговор Валерий Черницын. - Я слышал такую версию: сотрудники Следственного комитета, арестовав Гайзера, заявили своим коллегам в Коми что-то вроде следующего: «Вы, мол, ничего не делали, сидели только глазами хлопали, так вот теперь покажите, на что вы способны. «Закрывайте» хотя бы ту «мелочь», по которой у вас есть оперативные разработки».
- Под стражу заключили Сергей Бойчука, гендиректора предприятия «Сыктывкарский водоканал». По версии следствия, Бойчук получил от директора ООО "Теплокомфорт" часть взятки в размере 100 тыс. рублей, а в обмен за вознаграждение директор коммунального предприятия обещал оказать содействие в решении вопроса погашения задолженности ОАО "Сыктывкарский Водоканал" перед ООО ЧОП "Монолит". Общая сумма взятки согласно договоренности должна была составить 200 тысяч рублей.
- По Бойчуку у меня практически нет информации. Но могу сказать, что место руководителя Сыктывкарского водоканала проклятое: в мае нынешнего года его бывший начальник Николай Курсаков был осуждён за растрату некоторых кредитных средств. ЖКХ-шные активы в республике традиционно интересовали экс-вице-премьера Коми Константина Ромаданова, ныне арестованного по делу Гайзера. Я не исключаю, что Бойчук мог считаться человеком Ромаданова. И у следствия, возможно, именно поэтому есть к нему интерес.
- У одного из фигурантов громкого дела Юрия Бондаренко, который до недавнего времени находился под домашним арестом, в московской квартире обнаружили целый арсенал боеприпасов.
- Я удивляюсь, почему у такого человека, как Бондаренко, оружия не нашли раньше. Он ведь был одним из видных криминальных авторитетов Сыктывкара. Возможно, сейчас его сдали. Могу предположить, что кто-то из арестованных, обиделся на то, что Бондаренко находится под домашним арестом. Ведь домашний арест подразумевает то, что Бондаренко активно сотрудничает со следствием. Так вот, кто-то из арестованных мог банально ему отомстить, чтобы жизнь мёдом не казалась. Например, тот же Веселов, который находится в СИЗО. Веселов был некогда партнёром Бондаренко по рейдерским делам, оттеснивший затем того от своих активов.
- Следующий громкий арест в Коми - мэр Инты Павел Смирнов. Он имел отношение к делам Вячеслава Гайзера?
- Смирнов не мог не знать о многих вещах, которые проворачивались в Инте, и в первую очередь вокруг шахты «Интауголь». Шахта была доведена еще одним арестантом Евгением Самойловым до банкротства. Сейчас её имущество описывают и будут выставлять на продажу. Смирнов явно был посвящён в схемы, применявшиеся самойловской командой для высасывания денег из шахты. И сейчас, конечно, бывший мэр интересен для следствия. Может многое поведать.
- Хорошую знакомую Вячеслава Гайзера, ректора Сыктывкарского Государственного Университета Марину Истиховскую отстранили от должности за превышения полномочий. Более того, ей грозит от трех до десяти лет лишения свободы. Как полагает следствие, она без договоров, а иногда и безвозмездно передавала имущество вверенного ей вуза сторонним организациям.
- Я убеждён, что Истиховскую склонили к сотрудничеству с «большим следствием», так мы называем дело Гайзера. И хотя статья, которую ей шьют, предполагает наказание до десяти лет, сама суть дела такова, что в принципе у неё есть все шансы как минимум смягчить обвинение в свой адрес. То есть скорее всего её поставили перед выбором: или будешь сидеть – или сможешь выйти. Кроме того, в народе ходят такие версии её связи с Гайзером. Первая, банальная — любовная. Вторая, посложнее: будучи финансистом по образованию и председателем Госсовета РК в 2005-2012 годах, Истиховская принимала участие в оформлении разного рода схем, в том числе связанных с бюджетными
- Почему освободили из-под стражи экс-мэра Сыктывкара Ивана Поздеева?
- Поздеев начал сотрудничать со следствием. Наверняка, не только по своему делу, но и по «большому». Сейчас он под домашним арестом.
- Ходили слухи, что не все чисто и с сотрудниками правоохранительных органах Сыктывкара. Кого-то из них могут ждать задержания?
- В конце 2007 – начале 2011 года МВД по Коми возглавлял Владимир Ерёмченко, приехавший из Ставрополя. Он тогда привез в республику много своих земляков. В народной памяти этот период получил название «время ставропольских». Считается, что «ставропольские» быстро нашли общий язык с, условно говоря, «веселовскими» (бизнесмен Валерий Веселов — один из фигурантов громкого дела) и участвовали в некоторых совместных рейдерских атаках. Позже Ерёмченко сменил выходец из Санкт-Петербурга Анатолий Жуковский, которого отправили в отставку только в мае нынешнего года. Считается, что он был склонен согласовывать многие действия со своими земляками, которые сейчас в СИЗО вместе с Гайзером - Алексеем Черновым и Евгением Самойловым.
- Кто-то из сыктывкарских бизнесменов успел уехать из страны после ареста Гайзера. Обезопасил себя от посадок?
- Я слышал только, что в день ареста бывшего мэра Сыктывкара Ивана Поздеева из города тут же улетел генеральный директор компании «Стройматериалы-К» Игорь Ионов. Компания была подконтрольна Поздееву. Об остальных пока не слышал.
- Басманный суд Москвы наложил арест на банковский счета предпринимателя Александра Зарубина, бывшего мужа Лолиты. Речь идет о сумме более 104 млн рублей. Сам Зарубин скрывается за границей. Об его местонахождении что-то известно?
- О Зарубине пока никакой свежей информации у меня нет. Но я вам расскажу еще про одно задержание. В начале ноября в Сыктывкаре был задержан, но потом также отпущен под подписку генеральный директор сельскохозяйственного ООО «Пригородный» Геннадий Низовцев. «Пригородный» обладает едва ли не самым вкусным активом Сыктывкара – обширными землями, на которых уже много лет идёт активное строительство как многоэтажных домов, так и коттеджей. Низовцеву вменяют какое-то квартирное дело, но нельзя исключать, что следствие могут интересовать и земельные сделки, в которых вполне могут быть замешаны и фигуранты дела Гайзера.