МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Учебники за пределами

Россия — страна с «низким знанием» английского языка

По этому параметру она находится на 39–м месте из 70, чуть опережая Мексику. Второй язык знают только 14% россиян. Таковы опубликованные на днях результаты исследования компании Education First. Оценивая печальные итоги, учителя и эксперты обратили внимание на трудности с обучением английскому в школах, прежде всего — с учебниками, которые то и дело меняются, ставя в тупик обеспокоенных учеников и их родителей.

Фото: Алексей Меринов

Международная статистика вполне подтверждается российскими данными. В прошлом году «Левада-Центр» выяснил, что на английском могут более или менее изъясняться всего 11% россиян. Не особенно порадовали в этом году и итоги сдачи ЕГЭ по предмету. Средний балл по английскому — всего 64,04, в то время как испанский и французский школьники сдали на 73–76 баллов.

Тогда возникает справедливый вопрос, по каким учебникам обучать детей английскому языку, как добиться максимального результата. Многочисленные тематические онлайн-форумы пестрят вопросами. Например, педагоги интересуются, как теперь быть с серией «Enjoy English» под редакцией Мерем Биболетовой. Приблизительно полгода назад она была прервана — перестали выпускаться учебники для нескольких классов. Конечно, в этом особой трагедии нет, ведь есть немало других учебников, себя зарекомендовавших, но кое-кто серьезно озаботился.

«Все, линейке конец? — спрашивает один из учителей в Интернете. — В перечень (федеральный перечень рекомендованной литературы. — Прим. ред.) учебник «Enjoy English» не вошел, и теперь вот даже завершить обучение со старшими классами возможности не будет». Действительно, на сегодняшний день ясности относительно будущего этого учебника нет. Однако продукцию продолжают продвигать, советуя получать ее по программе библиотечного межфонда или искать у оптовых книготорговцев, которые успели запастись исчезающими учебниками заранее.

Между тем, по словам специалистов, складские запасы мало облегчают педагогам задачу и уж никак не избавляют от проблем самих школьников. Только наличие учебника в рекомендованном перечне гарантирует, что книга соответствует образовательным стандартам и все включенные в серию материалы прошли необходимые экспертизы. Российская академия образования совместно с РАН и другими структурами тщательно анализирует все предлагаемые учебники. А Минобрнауки, в свою очередь, учитывает результаты этих экспертиз при составлении перечня для школ.

В последнее время процедуру заметно усилили, защищая интересы школьников. Появилось, в том числе, требование о наличии непрерывной линейки учебников, а также их электронной версии.

Здесь важно отметить, что «пролетевшие», таким образом, мимо перечня книги из школ никто единовременно не изымает. Действующие правила не разрешают учебным заведениям закупать исключенные учебники, но пользоваться ими можно еще целых пять лет. На это, кстати, и упирают при продвижении исключенного из перечня учебника под редакцией М.Биболетовой.

Кроме того, с сентября этого года школы могут использовать электронную версию учебников наряду с бумажной. И если раньше на экспертизу направляли только бумажные учебники, то теперь жесткий контроль проходят также электронные форматы. Получается, учебники, прошедшие экспертизу в прошлые годы и не попавшие в новый перечень, не имеют одобренного Мин-образованием электронного варианта?

В качестве «простого» выхода можно предложить педагогам использовать сразу несколько учебно-методических комплексов. Так у учителя была бы возможность комбинировать элементы разных программ — и тех, которые попали в перечень, и оставшихся за бортом. На кого, как вы думаете, ляжет бремя приобретения дополнительных учебников? Конечно, на родителей. И еще, учитывая общее число предметов в школе, лишняя пара книг в школьном портфеле вряд ли вызовет радость у ученика.

Можно, конечно, уповать на возвращение Enjoy English в перечень в дальнейшем. Но шансов получить на руки знакомую серию вновь у школьников немного. Дело в том, что у издателей закончились права на учебники для 3, 4, 9 и 10-х классов — не получилось договориться с авторами. Одновременно появились заявления, что другие издатели собираются выпустить всю линию Enjoy English, что окончательно всех запутало.

Но главная проблема исключенных из перечня учебников состоит вовсе не в том, что детям придется привыкать к новому оформлению или подаче материала. Если учебный комплекс не рекомендован профильным ведомством, гораздо меньше шансов хорошо подготовиться к ЕГЭ по этой книге. Ведь задания составляются в расчете на действующий перечень. А выходя за его пределы, дети и учителя рискуют в очередной раз оказаться в ситуации, когда «готовились к одному, а спрашивают совсем другое». 

Наталия Дмитриева

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах