Репортеру «МК» довелось принять участие в археологических раскопках там, где по неизвестной науке причине в древних каменных строениях, словно по некоему странному уговору, скопились находки, равных которым не сыскать ни в Европе, ни в Китае, ни на Ближнем Востоке.
В Адыгее, в нескольких километрах от станицы Новосвободная (бывшая Царская), расположился курганно-мегалитический могильник со справедливым названием «Клады» (Klady).
Его посчастливилось изучать питерскому археологу из Института истории материальной культуры РАН Алексею Дмитриевичу Резепкину (A.D.Rezepkin), а «МК» стала единственной газетой, кому этот ученый доверил секрет «Кладов».
Находки из "Кладов":
Самый древний в мире деревянный струнный инструмент.
Самый древний меч в мире.
Самая древняя в мире цветная сюжетная роспись на гробницах.
Самая древняя на всем европейском пространстве колонна.
Едва ли не первым после закрепления России на Северном Кавказе в «Клады» пришел выдающийся ученый, которого считают символом археологии в нашей стране. Член Императорской археологической комиссии Николай Иванович Веселовский в 1898 году раскопал здесь два кургана, внутри которых оказались находки, интересные сегодня скорее специалистам и чутким любителям древней истории. Основная же заслуга в настоящем проникновении в тайны погребального комплекса под станицей Новосвободная принадлежит нашему современнику Алексею Резепкину.
В горном лесу в долине реки со странным названием Фарс, которая плутает своими змеиными излучинами между кавказскими горами, более пяти тысяч лет тому назад древние люди сначала строили каменные строения с двускатными и плоскими крышами, напоминающими домики, а после чего их засыпали горой из земли или галечника. (Некоторые ученые считают, что такие каменные сооружения символизировали для древних пещеру.)
Наконец, внутри каждого мегалита или же дольмена поселялись для иной жизни ушедшие мужчины, женщины или деревянные символы человека (последние клались в кенотафы — в пустые гробницы в память о ком-то). В магическую силу вещей раньше верили практически безоговорочно и сопровождали ушедших в иной мир всевозможными сосудами, оружием, украшениями и много чем еще.
Внутри же мегалита при этом естественным путем создавался микроклимат достаточный, чтобы на протяжении нескольких тысяч лет сохранялись сосуды из кожи животных и деревянные ручки бронзовых топоров возрастом 5,5 тысяч лет.
Член-корреспондент Российской академии наук и зав. лабораторией естественно-научных методов Института археологии РАН (Москва) Евгений Черных разъяснил «МК», что «сохранность кусочков древней органики зависит, скорее всего, от микрофлоры и анаэробной атмосферы в отдельных хорошо сохранившихся и изолированных от внешних кислородных воздействий «западинках» захоронений или культурных слоев поселений». По словам профессора Черных, фантастическая сохранность древних органических предметов довольно часто встречается в захоронениях Синьцзяна и Джунгарии в Китае.
Но кто бы мог подумать, что кавказские мегалиты донесут до нас практически в идеальной, со слов Резепкина, сохранности самый древний в мире деревянный струнный инструмент (протоарфу) и самую древнюю в мире цветную сюжетную роспись внутри гробниц.
А ведь до сих пор в многочисленных учебниках и исторических трудах можно встретить устаревшую информацию о том, что самый древний музыкальный инструмент был найден на территории нынешнего Ирака в могилах цивилизации Ура. Уникальный арфоподобный инструмент нашел еще в первой половине XX столетия британский археолог Л.Вулли. Его датировали 27–26-м веками до н.э.
Однако российскому археологу Алексею Резепкину удалось в 1980 году под станицей Новосвободная найти более древний артефакт:
— Когда участники моей экспедиции раскрыли одну из каменных гробниц в «Кладах», то, к нашему удивлению, среди прочих артефактов мы увидели лежащий в идеальной сохранности струнный инструмент из дерева (деку и колки). Инструмент, состоящий из резонатора и струн, сразу напомнил нам древнерусские гусли. Музыковеды его назвали протоарфой. Сегодня его сохранившиеся фрагменты лежат в хранилище Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Эксперты углеродным методом датировали гробницу и соответственно этот струнный инструмент 3500–3342 гг. до нашей эры.
* * *
Показательна для работы российских музеев судьба реконструкции самого древнего струнного инструмента в мире. Переданная сначала в один питерский музей уникальная реконструкция, выполненная заслуженным деятелем культуры Адыгеи Юрием Сташем, чуть позже была передана в другой — в Музей театрального и музыкального искусства (СПб). Но как? Следующий музей даже не ведал, что за объект у них на руках, так как экспонат передали даже без атрибуции (без описания). Так и пылился бы он безымянным в фондах, если бы не визит археолога Алексея Резепкина, который наведался в музей, чтобы сфотографировать артефакт специально для этой статьи в «МК». Лишь после этого в музее узнали, что же это у них за "штучка".
* * *
Археолог без везения — плохой археолог!
Через некоторое время в соседнем кургане ученый находит отменно сохранившуюся самую древнюю в мире цветную роспись с мифологическим сюжетом:
— Существует, конечно, великолепное пещерное изобразительное искусство в той же Франции или Испании. Однако в нашем случае речь идет о живописи на стенах рукотворной каменной гробницы. Тридцать лет тому назад я нашел гробницу, на стенах которой каким-то чудом пережила тысячелетия цветная живопись — изображения колчана и других вещей некоего воина, вписанного в некую мифологическую ситуацию. Увы, но эта настенная живопись ныне медленно выцветает в одном из залов Национального музея Республики Адыгея в городе Майкопе. Когда я просил спасти эту живопись бывшего директора Эрмитажа Пиотровского-старшего, тот не проявил никакого интереса к находке. А ведь это — самый древний в мире образец полихромной (цветной) росписи внутри гробниц общей площадью 5 квадратных метров — он даже более древний, чем можно найти в том же Египте. Я считаю, что подобную пассивность трудно простить тем, кто отвечает в наше время за сохранение памятников культуры!
После того как питерский Эрмитаж отказался принимать в свои фонды самую древнюю сюжетную роспись, она совершенно безответственно провалялась на дворе музея в Майкопе целых 25 лет! А ведь это как раз то, что для нее хуже всего, ведь на открытом воздухе она легко выцветает. Сегодня этот совершенно уникальный памятник находится в майкопском музее, у которого нет денег и возможностей, чтобы его полноценно сохранять для нас и будущих поколений. В той же Италии или Германии с нее бы пыль сдували. А у нас — как всегда.
Получается, что найти в России — мало, не менее важно — сохранить.
* * *
Но история с сокровищами из «Кладов» на этом не заканчивается.
В «Кладах» специалиста по эпохе ранней бронзы Алексея Резепкина ждал и еще один сюрприз. В следующей каменной гробнице ученому удалось найти мечту любителей холодного оружия и всевозможных исторических реконструкций — самый древний меч в мире!
И опять-таки: до сих пор историки полагали, что открытие самого древнего меча должно принадлежать итальянскому археологу А.Пальмиери. В 70-х годах XX века он в верховьях Тигра (Турция) раскопал холм, внутри которого во дворце лежал целый схрон холодного оружия, состоявший сразу из нескольких мечей длиной 50 см, а также копий. Эти находки были датированы концом 4-го — началом 3-го тысячелетия до н.э. Меч все из того же неисчерпаемого могильника «Клады» эксперты продатировали второй третью 4-го тысячелетия до н.э. (то есть он на несколько веков древнее).
— Новосвободненский меч оказался даже длиннее «турецкого», — говорит старший научный сотрудник ИИМК РАН Алексей Резепкин. — Длина сделанного из бронзы меча — 63 сантиметра, а длина его рукояти — 11 см. Эксперты по датированию установили, что древнейший кавказский меч старше мечей из дворца в верховье Тигра.
Российский исследователь связал этот меч с представителями так называемой новосвободненской археологической культуры. Многие ученые и по сей день убеждены, что эта культура — лишь этап знаменитой майкопской культуры эпохи ранней бронзы. Алексей Резепкин первым убедительно доказал, что новосвободненская культура — другая. И разница более чем проста. Например, у майкопцев не было мегалитов. И если майкопская культура (по артефактам) берет свое происхождение на Переднем Востоке (передневосточный поздний халколит), то гибридная новосвободненская обязана своему появлению Средней Европе (мегалитическая культура воронковидных кубков) и передневосточной цивилизации Урук.
Но, поскольку доказывать что-то новое наперекор устоявшимся вещам — дело не легкое, у Алексея Резепкина критиков и даже недоброжелателей сегодня хоть отбавляй. Между тем недавние генетические исследования Курчатовского института (о которых «МК» ранее писал) подтверждают правоту Резепкина, а не его оппонентов.
Научкор «МК» стал инициатором первого в России исследования генома древнего человека
И как бы там ни было, самое интересное — не весь этот сыр-бор, а то, откуда у новосвободненцев такое количество феноменальных материальных проявлений жизни в ту столь далекую от нас эпоху? Вопрос все еще остается открытым и, видимо, ждет своего будущего исследователя. И есть ли еще хоть один подобный «Кладам» археологический памятник?
* * *
Но «Клады» на то и есть клады!
ЦИТАТА
"Тут где ни копни - всюду единственные в мире находки", утверждает исследователь Алексей Резепкин.
Сюрпризы от загадочных новосвободненцев сменились еще одной неожиданной находкой. В полуразбитом кургане внутри дольмена некогда стояла колонна для укрепления потолочной плиты огромной каменной гробницы. И вышло так, что археолог Резепкин подоспел вовремя, так как уникальная колонна была выдернута из пола самого большого дольмена на всем Кавказе и брошена рядом. По словам ученого, еще в 1960-х годах геологам это пришлось сделать во время открытия в этих местах нефтяной скважины (свидетельство чему — специальная заглушка).Позже выяснилось, что этот важнейший элемент архитектуры оказался также древнейшим артефактом на всем европейском пространстве. Колонна высотой 2,98 метра оказалась творением рук представителей уже другой культуры: ее высекли из песчаника умелые люди цивилизации строителей дольменов в 3-м тысячелетии до н.э.
— А между тем в школьных и университетских учебниках черным по белому сказано, что в Европе древнее колонн, чем из кносских дворцов на Крите, не существует, — говорит старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН Алексей Резепкин. — Однако внутри самого большого дольмена на Кавказе нами была найдена колонна минимум на 500 лет старше. Причем эта трехметровая колонна по гармоничности своей вряд уступит тому же дорическому стилю древних греков. Сегодня это архитектурное чудо древних лет выставляется в залах Национального музея Майкопа (Республика Адыгея).
* * *
СТАТЬЯ ИМЕЕТ ВЫСОКУЮ НАУЧНУЮ ТОЧНОСТЬ.
Все данные в этой статье проверены и утверждены российским ученым А.Д.Резепкиным из ИИМК РАН (СПб).
Точность всех дат подтверждается исследованиями лабораторий разных стран: углеродное датирование было выполнено специалистами Оксфорда (Великобритания), Гронингена (Нидерланды), Киева (Украина) и Санкт-Петербурга (РФ).* * *
По странной иронии судьбы, название этого археологического памятника пошло не от закопанных там исторических или материальных сокровищ, а от фамилии человека, который лет сто тому назад имел здесь пай на землю. Вышло так, что фамилия казака Кладова стала настоящим знаком места, где в каменных гробницах дожидались прихода своего открывателя древнейшие артефакты, которые достойны более бережного хранения и более качественного экспонирования.
Реакции ученых на находки А.Д.Резепкина:
Е.М.Колпаков (ИИМК РАН): «Не может такого быть!» (в личной беседе);
Один из учеников известного культуролога Л.С.Клейна: «Можно подумать, что Резепкин — это наше все» (на форуме в Википедии);
А.М.Лесков (научный консультант Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета) - лично А.Д.Резепкину: «Твоя находка (настенная живопись) лучше моей (знаменитый уляпский ритон)»;
В.А.Трифонов (ИИМК РАН): «Резепкин родился с серебряной ложкой во рту» (было сказано на английском);
С.М.Осташинский (Эрмитаж, С.-Петербург) - "МК": «Исследование А.Д.Резепкиным курганного могильника «Клады» под станицей Новосвободная предоставило мировой науке ценнейший источник информации о культуре Северного Кавказа в IV тыс. до н.э. Огромные размеры курганов, богатейший и уникальный погребальный инвентарь, сложные погребальные конструкции, открытые в ходе раскопок, говорят о том, что перед нами элитный некрополь эпохи ранней бронзы. Добытые материалы уже более четверти века находятся в центре дискуссий археологов-кавказоведов. Результаты будущих исследований помогут лучше понять яркий и своеобразный феномен культуры Новосвободной, осветить древнейший этап сложной и пестрой этнической истории Северного Кавказа».
ФИЛЬМ ПРО "КЛАДЫ", снятый местными энтузиастами (ссылка)
Автор статьи - член Русского географического общества.