Леонид Рошаль напомнил, что сегодня российская система здравоохранения финансируется всего на 3,7% от ВВП: «И это в рублях. На Западе это 10–12% — и в долларах или евро. У нас на одного больного в год тратится 700 евро, а в Европе — 5 тысяч. Нам, врачам, жить и работать очень сложно. Хотят, чтобы мы за эти деньги лечили лучше, чем в Европе. А так не бывает. В будущем году финансирование хотят снизить до 3,4% ВВП. Это — преступление! Нацмедпалата просит пациентские сообщества объединить усилия и выступить против такого бюджета».
Кроме того, доктор Рошаль заявил о «кадровой катастрофе» в российском здравоохранении: «Врачей не хватает, нагрузка на них растет. На съезде Нацмедпалаты 80% врачей высказались против сегодняшней оптимизации. Любая реорганизация должна проходить только после обсуждения с гражданским обществом».
Еще одна болевая точка — лекарственное обеспечение пациентов. «Я сам покупаю лекарства от гипертонии — они стоят тысячи рублей. Многие себе не могут такое позволить. Часто в регионах людей не обеспечивают льготными препаратами — говорят, денег нет. В стране необходимы программы по государственному софинансированию стоимости лекарств», — считает Леонид Михайлович.
Кстати, с 2013 года эксперимент по внедрению соплатежей в сфере лекарственного обеспечения начался в Кировской области (по инициативе местных властей). Он распространяется не на всех, а лишь на пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями — такие платят только 10% от стоимости препаратов (а это — 17 международных непатентованных наименований). В Минздраве эксперимент назвали «фантастически успешным» — за неполные два года смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 15%, а экономический успех достиг 50 млн рублей. Главной причиной успеха эксперты называют повышение приверженности пациентов к лечению: если лекарства достаются почти даром, грех их не принимать. Тем временем в среднем по стране рекомендации врачей по лекарственной терапии выполняют лишь... 20% пациентов. «Если повысить их количество до 65%, как в Европе, количество смертей от сердечно-сосудистых патологий в стране снизится сразу с 645 до 480 на 100 тысяч населения», — говорит заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева.
— По экспертным оценкам, внедрение всеобщего лекарственного возмещения хотя бы для наиболее критичных для страны заболеваний (респираторных, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем) позволит в 2,5 раза увеличить число пациентов, получающих лечение без госпитализации. Уже через 10 лет общая смертность сократится на 10% — а это 1,5 миллиона спасенных жизней, — говорит глава Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM) Владимир Шипков.
Между тем с 2016 года в России должны начаться официальные пилотные проекты по системе возмещения стоимости лекарств пациентам. Однако до сих пор даже не определены регионы, которые будут участвовать в этих «пилотах». И не вполне понятно, по каким критериям их будут отбирать. К примеру, многие эксперты считают, что к участию в таких проектах нельзя допускать регионы с дефицитными бюджетами, а таких в стране — абсолютное большинство... Удастся ли властям запустить такой проект в условиях катастрофического недофинансирования здравоохранения или пациентам придется самим думать, чем платить за лекарства, — покажет время.