Будущие абитуриенты и их родители отлично знают, что финишной прямой, открывающей победителям и призерам дорогу в самые престижные вузы страны, является региональный (третий) этап Всероссийской олимпиад для школьников. До сих пор во всех регионах он проходил по тем же самым заданиям, затем участники выстраивались в единый федеральный рейтинг результатов, а 300 лучших автоматом проходили в финал. Все ясно, четко и понятно.
Однако в ближайшее время эти правила могут поменяться. В случае принятия приказа Минобрнауки о новых подходах к организации олимпиады для школьников, проходные баллы в финал будут самочинно устанавливаться ведомством, и что самое любопытное - для каждого региона свои. Скажем, для Москвы, условно говоря, 60, а для Тамбовской области — 30.
Причина столь оригинальной идеи ясна. Львиную долю финалистов олимпиад сегодня составляют школьники из Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана. Ну еще какого-нибудь Челябинска — короче, регионов, где подготовке «олимпийцев» уделяется большое внимание, что и приносит соответствующие результаты. Но в общероссийской Концепции развития талантов упор делается как раз на поиск таковых в регионах. А как проще всего добиться такого результата? Правильно! Тут-то и начинается самое интересное.
По каким критериям будут исчисляться местные показатели победы, не определено, так что всплеск коррупции гарантирован. Набери сын какого-нибудь местного царька 27 баллов — так неужто местный министр образования не позвонит в министерство, чтобы соответственно снизить официальный порог? Ежу же понятно, что позвонит! И, скорее всего, на возмездной основе. Впрочем, начальничьих детей у нас не так уже много, так что не это главное. Основной прикол в том, что новшество открывает невиданные ранее перспективы прорваться в число победителей и призеров практически для всех участников олимпиад! И первыми, как стало известно «МК», догадались об этом сами школьники — что характерно, участники олимпиады по праву.
Ребятам новшество понравилось чрезвычайно, и вот почему. Будущие Плеваки и Кони мигом смекнули, что рвать пуп в Москве, Питере или Казани, набирая заветные 60 баллов, ни к чему. Гораздо проще на пару недель перевестись в какую-нибудь нижнемочегонскую школу, написать там ту же работу на 30 баллов, и дело в шляпе. Причем особенно хорош этот вариант для ребят, собранных в школы вроде московской Колмогоровской со всей страны: ну плохо ли на полмесяца уехать поучиться домой, к маме и папе! А уж как будут рады такому развитию событий местные учебные заведения! Да они спят и видят заполучить ребят, которые задарма им сделают нужный процент победителей олимпиад: за это хвалят.
Впрочем, не будем клеветать на будущих юристов. В отличие от взрослых, они сразу увидали подводные камни неоднозначного решения, и, отсмеявшись по поводу «подкинутой нам властями практических заданий по праву», начали действовать. Вначале наметившееся нарушение конституционного принципа равенства прав, независимо от места жительства, попросили прокомментировать уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, направив ему коллективный запрос. Затем — самого главного гаранта Конституции. А теперь составляют «Типовое заявление школьника в суд» по поводу нарушения этих самых прав.
— С нашей точки зрения, предлагаемые новшества нарушают права школьников и представляют собой дискриминацию по территориальному признаку, - рассказал «МК» один из участников олимпиады по праву, московский девятиклассник Борис.- Мы усмотрели в них прямое нарушение и Конституции, и федерального законодательства (закон «Об образовании в Российской Федерации»), и международных договоров. И, исходя из этого, лишь за несколько дней подали не менее 140 коллективных и индивидуальных жалоб в различные официальные учреждения во главе с Минюстом и Уполномоченным по правам ребенка в городе Москве. Кроме того, лично я посетил Генеральную прокуратуру и при содействии своего официального представителя, поскольку мне еще не исполнилось 16 лет, оставил заявление и там. Правда, как участник олимпиады по праву могу заверить, что это — одна из самых неподкупных и элитарных олимпиад. Однако в принципе вопрос возможных нарушений очень острый.