Согласно имеющимся данным, на египетском курорте сейчас находится порядка 20 тысяч британских туристов. Многие из них уже 5 ноября не смогли вылететь домой — было отменено 19 рейсов.
По словам главы Форин-офиса (британский аналог МИД) Филипа Хэммонда, полеты могут возобновиться уже с 6 ноября, но это зависит от того, насколько будут уверены в безопасности пассажиров авиаэксперты, работающие в Египте. Сейчас, отметил дипломат, речь идет об усилении мер безопасности в аэропорту Шарм-эль-Шейха, – в частности, о более тщательной проверке багажа. Такие шаги, подчеркнул министра иностранных дел Великобритании, будут носить краткосрочный характер, но Лондон намерен обсудить с Каиром и долгосрочные меры: «Это то, чего мы хотим достигнуть как можно быстрее».
Некоторые британские авиаперевозчики, несмотря на заявления Хэммонда, решили перестраховаться. Так, по данным Би-Би-Си, компания Thomas Cook отменила рейсы до 11 ноября включительно, Thomson Airways и First Choice — до 12 ноября включительно, авиационное управление Ирландии приостановила авиасообщение до дальнейших указаний. К слову, и государственная авиационная служба Украины запретила всем украинским авиаперевозчикам планировать полеты над Синайским полуостровом.
Египетские власти назвали решение Лондона отменить рейсы преждевременным. По словам представителя МИД арабской республики Ахмеда Абу Зейда, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заверил британского премьера Дэвида Кэмерона в том, что принимаются все меры для обеспечения безопасности туристов, находящихся в стране. «Такого рода инциденты происходят во всех странах», – отметил Зейд, подчеркнув, что по первым полученным данным следов теракта не обнаружено. Ранее, напомним, ас-Сиси в интервью британской прессе также назвал версии о теракте «безосновательными».
О том, были ли усилены в самом Шарм-эль-Шейхе меры безопасности и как туристы отреагировали на крушение российского самолета, «МК» рассказала наша коллега Елена Кульбицкая, живущая в Шарм-эль-Шейхе.
– Вы заметили изменения в сфере безопасности в Шарм-эль-Шейхе после трагедии?
– Практически нет. Здесь в принципе все достаточно строго. Шарм-эль-Шейх – это Южный Синай, а антитеррористическая операция ведется на Северном Синае. Это другая часть полуострова. Чисто географически это другой регион, даже другая провинция. Южный Синай, туристическая зона охраняется особо. Она сама по себе независима от всех этих конкретных ситуаций. Некоторое время назад вокруг Шарм-эль-Шейха была возведена стена. Она невысокая, но она не позволяет проехать сюда через пустыню. Есть только официальные въезды, которые контролируются. Чтобы, как раньше, у нас тут верблюды гуляли по городу, сейчас такого нет. Естественно, войска развернуты там, где нужно. Все это особо охраняется. На всех дорогах есть «чек-пойнты», где проверяют документы. Если есть сомнения, останавливают каждую маршрутку и проверяют. Это стандартная процедура. А так – никаких особых мер усиленного контроля нет.
– Как много сейчас в городе туристов и как трагедия отразилась на их настроении?
– Туристов много, потому что сейчас такой сезон. Cейчас Великобритания закрыла полеты на Синай, а, между прочим, англичане летали сюда даже после революции, даже когда не летала Европа и не летала Россия. В отеле, где я работала, в течение нескольких месяцев были только одни англичане – по 30, по 40 человек. Мы на них и выживали. Когда был теракт в 2005 году, все разбежались, а англичане остались. А сейчас они закрывают рейсы. Мне кажется, это больше политика, чем безопасность. А так – ничего не изменилось. Десять лет назад, до первого теракта здесь была другая атмосфера. Был город праздников. А сейчас, особенно после революции все изменилось. Нет такой легкости. Но сказать, что люди запуганы, нельзя.