Напомним, что данные Росстата, свидетельствующие о росте смертности населения, положили начало дискуссиям в экспертном сообществе — что же вызвало такой мор в нашей стране. Так, в 2014 году впервые за последние годы в РФ наблюдался рост смертности населения с 13,0 на 1000 человек в 2013 до 13,1 на тысячу. В частности, выросла смертность от болезней органов дыхания (на 6,2%) и пищеварения (на 8,4%). А в 2015 году ситуация лишь продолжила ухудшаться: за 8 месяцев смертность от всех причин выросла в России на 0,8% к аналогичному периоду 2014 года.
Многие эксперты обвинили в этом вирусные инфекции, а также алкоголь. И все же большинство врачей причину увидели совсем в другом.
Опрос, посвященный первым итогам оптимизации, запущенной в регионах в 2014 году с одобрения профильного ведомства, фонд провел в августе при помощи мобильного приложения «Справочник врача». В исследовании приняли участие более 6,2 тысячи респондентов из 85 регионов. В эффективной выборке учитывались голоса более 3,8 тысячи медработников, в том числе 3,4 тысячи врачей. Мнения медицинских работников подтверждаются обращениями от пациентов и их родственников, поступающих в фонд, а также размещенных в интернете.
Негативные результаты оптимизации оказались особенно заметными врачам Забайкальского края (88% респондентов), Пермского края (84%) и Волгоградской области (80%).
Чуть более половины (51%) участников опроса отметили, что в результате оптимизации системы здравоохранения увеличилась и нагрузка на медперсонал. Чаще других это подтверждают медицинские работники Пензенской области (71% опрошенных), Тверской области (69%), Пермского края (68%). Еще 4% респондентов сообщили, что попали под сокращение и потеряли работу.
Кроме того, более трех четвертей (77%) медицинских работников подтвердили, что с начала 2014 года выросло число больных с запущенной и тяжелой патологией. В Ульяновской области и Приморском крае эту тенденцию отметили 88%.
Подтверждают картину и истории пациентов. Так, Анна С. из Козельского района Калужской области написала письмо, где рассказала о недавней смерти своего мужа от сердечно-сосудистого заболевания в машине скорой помощи по дороге в областной центр. «Если бы в районе был кардиолог и реанимация, то его можно было бы спасти. Было упущено драгоценное время на транспортировку плюс остановку на АЗС на заправку топливом машины скорой», - говорит Анна С.
В профильном врачебном сообществе социальной сети недавно появилась другая история, из Владимирской области. «Вчера, 23 сентября в 16,30 в Кольчугинской больнице от обширного инфаркта умерла моя 50-летняя сестра. 21 сентября вызвала она себе скорую, позвонили, сказали: машина одна, к вам не приедут! Фельдшер пришел, послушал, ушел. 22 сентября вызвали опять скорую. Приехали - температуры нет, в легких чисто, ЭКГ нормальная, ничем помочь не можем и уехали. Утром 23 сентября .вызвали опять скорую... привезли в больницу, в приемном отделении - двухсторонняя пневмония! Через несколько часов стало хуже, перевели в реанимацию и в 16.30 сестры не стало! Никто за это не ответит, но внутри такая боль», - пишет участница группы.
Эксперты полагают, что эти два примера говорят о том, что медицинские учреждения первичного звена не справляются с возросшей нагрузкой. «Нельзя было начинать сокращение врачей и больничных коек, не подготовив для этого достаточным образом мощности поликлиник и амбулаторий. Необходимо принять меры и исправить ситуацию, направив оптимизацию по правильному пути, пока жертв не стало еще больше», - говорят в фонде.
«Мы неоднократно заявляли, что рост смертности обусловлен непродуманным сокращением числа медицинских учреждений, что привело к заметному ухудшению качества медицинского обслуживания населения. Теперь мы убедились, что и врачи видят ту же самую картину – об этом заявили более 70% медицинских работников», - комментирует директор фонда Эдуард Гаврилов.