МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Что случилось с российским A321: как устроена безопасность в Шарм-аш-Шейхе

«В Египте система безопасности в чем-то похожа на нашу»

«В воскресенье у нас была акция, которую организовали живущие здесь соотечественницы, – рассказывает «МК» наша коллега Елена Кульбицкая, живущая в Шарм-аш-Шейхе. – Здесь есть мемориал памяти жертв авиакатастрофы 2004 года, когда упал самолет с французскими туристами. Там рядом девочки выпустили в море шарики с именами, фонарики... Это была стихийная акция. Кто видел, те присоединялись. Наши все, конечно, живущие здесь, все в трауре и шоке». Елена часто пользуется аэропортом Шарм-аш-Шейха и она поделилась своими наблюдениями о том, как там организована проверка безопасности.

Фото: alarabiya.net

«В Египте система безопасности в чем-то похожа на нашу – начинают проверять, когда уже рвануло, – рассказывает Елена. – Конечно, в аэропорту проверяют. Проверяют и багаж, и задают вопросы: что везете, и через рамки надо проходить. Но в принципе, это не как в Израиле. Очень демократичная процедура проверки, без придирок. Особого зверства тут не было. Я помню, как-то летела из Шарма, у меня в чемодане был вентилятор в коробке. Спросили: «Что это?» Поскольку я догадывалась, что вопросы возникнут, у меня инструкция прямо сверху торчала. Я показала, тогда вопросы отпали. Нет, нельзя сказать, что проверяют спустя рукава, смотрят... Туристов, конечно, контролируют в меньшей степени, потому что их очень много сразу: на самолет приезжают сразу несколько автобусов, сразу очередь выстраивается».

Власти Египта (вне зависимости от того, кто находится у руля) огромное значение придают обеспечению безопасности иностранных туристов, приезжающих на местные курорты. Ведь туризм – одна из несущих колонн египетской экономики, переживающей непростые времена. И надо учитывать, что противостоящие официальному Каиру экстремисты джихадистского толка целенаправленно стараются эту колонну подорвать.

Естественно, предпринимаются серьезные меры в сфере безопасности. Однако не всегда они срабатывают. Так, в 2005 году (еще при президенте Мубараке) боевики-исламисты атаковали Шарм-аш-Шейх. Тогда погибли 88 человек (в основном, египтяне, а также туристы из Британии, Италии, Турции, Германии и других стран), около 200 получили ранения.

Крушение российского самолета А321 в Египте: кадры с места трагедии

Смотрите фотогалерею по теме

Судя по тому, что в аэропорту Шарм-аш-Шейха не совершалось терактов (падение в 2004 году самолета компании Flash Airlines, ответственность за которое взяла на себя якобы действующая в Йемене группировка – не в счет, поскольку расследование исключило теракт как версию), к обеспечению безопасности здесь относятся серьезно.

Однако даже самая тщательная проверка пассажиров и их багажа не является гарантией полной безопасности.

Вот один только пример: в мае этого года рейсы в аэропорту Шарм-аш-Шейха были прерваны из-за ЧП: некий мужчина пробрался через дыру в ограждении на взлетно-посадочную полосу и попытался открыть дверь в самолет (но не преуспел в этом, поскольку дверь была заперта). При этом сообщалось, что нарушитель порядка кинул некий предмет в двигатель самолета. Мужчину задержали – власти сообщили, что злоумышленником оказался бывший шофер, оставшийся без работы и страдающий психическим расстройством. После этого было начато расследование причин, почему система безопасности аэропорта дала сбой.

Можно задаться вопросом: а если бы это был не психически больной человек, а настоящий, обученный и мотивированный злоумышленник, террорист – что тогда? Удалось бы его обезвредить до того, как он приведет в исполнение свой замысел?

Нужно задаться и другим вопросом: насколько можно доверять ВСЕМ без исключения сотрудникам аэропорта – от службы безопасности до уборщиков и грузчиков? И могли ли на каком-то этапе подложить взрывное устройство в самолет перед его вылетом в Россию?

И пока версию террористического акта как причины гибели рейса 9268 исключать, похоже, не стоит.

Несмотря на то что на данный момент на фрагментах лайнера не обнаружили взрывчатых веществ, версию о теракте на борту до сих пор рассматривают.

— Могу сказать одно, — комментирует бывшая бортпроводница «Когалымавиа» Елена, — экипаж судна наравне со службами аэропорта должен осмотреть салон, багажное отделение на предмет взрывчатых веществ. Когда самолет приземляется, первым вниз спускается бортпроводник, он следит за выгрузкой багажа, смотрит, не осталось ли в багажном отделении или салоне чего-нибудь подозрительного. То же самое и при загрузке: сперва мы осматриваем багажный отсек, и только после этого начинают работать грузчики.

Работая в другой авиакомпании, Елена летала в Махачкалу, Владикавказ — регионы России, где не самая благоприятная обстановка в плане террористической обстановки.

— Там загрузку и выгрузку багажа снимают на камеру. Но в Шарме такого нет.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах