МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Студентке Карауловой грозит обвинение в терроризме и срок 15 лет

У нее случился рецидив, считает адвокат

Всем хотелось верить в сказку со счастливым концом, когда обработанную профессиональными вербовщиками 19 – летнюю Варвару Караулову удалось вырвать из лап ИГИЛ (организация, запрещенная в России). Чуда не произошло. Выяснилось, что девушка хиджаб сняла, но продолжила общаться с экстремистами. ФСБ сейчас подозревает Варвару в участии в деятельности террористической организации.

О том, какой срок грозит Варваре Карауловой и насколько сложно будет порвать с зависимостью от вербовщиков и манипуляторов, мы поговорили с адвокатом девушки Александром КАРАБАНОВЫМ и с доцентом кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета имени Мечникова Дмитрием КОВПАКОМ. Сначала — вопросы юристу.

 

На фото: Варвара Караулова. Фото: facebook.com

-Уголовное дело против Варвары Карауловой возбуждено?

-Там есть старое уголовное дело, по нему могут проводить следственные мероприятия в отношении любых людей. Именно в отношении Варвары Карауловой уголовного дела пока нет. Но технически это можно сделать в течение одного дня. Просто материалы выделяются в отдельное производство и все.

-Какой срок Караулова может получить по 205–й статье УК РФ (терроризм)?

-Это тяжкая статья, которая предусматривает срок лишения свободы до 15 лет. Но с учетом того, что Варвара каких – то активных действий не совершала, будет стоять вопрос о пособничестве в какой – то мере. Хотя сейчас уже идут разговоры о том, что ее могут арестовать.

-Почему Варвара Караулова, взяв весной академический отпуск в университете, так нигде и не работала?

-Там достаточно состоятельная семья. Родители, видимо, посчитали, что нет такой необходимости. Держали девочку дома в тепличных условиях. Но, как говорится, «праздность - мать всех пороков». Отец взял Варвару под свою опеку, но она, по всей видимости, была недостаточной. Случился рецидив. Адвокат – он же не волшебник. Тут надо в унисон работать – и с ней, и с ее родителями. Надо выполнять рекомендации, которые дает адвокат.

***

Спецслужбы выяснили, что после возвращения из побега Варвара Караулова ведет двойную жизнь и продолжает поддерживать связь со своим старым знакомым — профессиональным вербовщиком Клаусом (по документам – Айратом из Казани, который воюет в рядах ИГИЛ). Накануне бывшая студентка обменялась с ним фотографиями.

-Зависимость от человека возникает как на сознательном, так и на неосознанном уровне, - говорит психолог и психотерапевт Дмитрий Ковпак. - Кроме коллективного воздействия со стороны религиозного, сектантского движения, есть еще непосредственное влияние личности. Это могут быть личные отношения с молодым человеком. И возникает зависимость уже от любовных чувств, от эмоциональных переживаний, от привязанности к этому человеку. В данном случае, заочно очень сложно определить, что превалирует в поведении Варвары - зависимость от конкретного мужчины или от идеологии «Исламского государства».

-Насколько сложно бывает освободиться от такой зависимости?

-Даже, если человек хочет выйти из секты – это очень серьезная, проблемная задача. Поэтому очень часто зависимость приводит к переходу от одних отношений к другим, из одной секты в другую.

-Когда Варвару вернули из Турции при попытке пересечь границу с Сирией, с ней должны были работать психологи?

-Конечно, такая необходимость была, потому что реабилитация после выхода из тоталитарной секты, это многомесячный, а в отдельных случаях, и многолетний процесс. Но насколько он успешно идет, зависит от самого человека. По настоянию родителей он может проходить такую реабилитацию чисто формально. Навязать человеку помощь нереально. Но сложившиеся обстоятельства показывают, что глубокой психологической работы не проводилось.

-Мать Варвары как – то упомянула, что приступы депрессии у Варвары начались, когда они с мужем развелись.

-Когда ребенок или подросток получает такую психотравму, у него может возникнуть внутренний неосознанный импульс получить недополученную любовь, заботу, внимание. И этим как раз и пользуются манипуляторы. А в секте есть достаточно искусные в этом плане «душеведы», которые знают уязвимые места людей, их психологические потребности и очень тонко играют на этих «струнах души». Такая вот подрывная психологическая деятельность.

Та потребность, которая была в отношениях у Варвары, не была реализована ни в родительской семье, ни в отношениях со сверстниками. А виртуальный молодой человек дал ей такую надежду, Варвара очень поверила в эти отношения.

-Ситуацию могло бы исправить погружение ее с головой в работу?

-Конечно, хорошо, если бы Варвара была вовлечена в какую–то деятельность, такое переключение могло бы ей помочь. Но, к сожалению, одного переключения недостаточно. Если внутренний конфликт не решен, если это зависимость сохраняется, на сложившуюся ситуацию не будет работать не время, не какая – то деятельность человека. Сейчас очень важна роль родителей. Просто обнять и прижать к себе дочь недостаточно. Они должны восстановить полноценный контакт с Варварой, когда бы они могли откровенно обсуждать ее переживания, ее проблемы, ее чувства. Но это длинный путь.

Читайте материал "МК": "Адвокат Варвары Карауловой объяснил, почему ее увезли на допрос"

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

  • Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26950 от 29 октября 2015

    Заголовок в газете: У Карауловой — ИГИЛ-рецидив

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах