Европейская Реформация — событие одновременно и глубоко религиозное, и совершенно светское. Уверен, именно тут — причины ее столь долгого влияния на наш мир. Без прорыва к основаниям веры, без обретения себя в Боге и перед Богом из лютеровского протеста ничего бы не вышло. Важно помнить: Лютер не был социальным реформатором. Вопреки тому, что обычно рассказывают учебники истории, он не боролся против злоупотреблений в Католической церкви. Он отстаивал ту веру, которую обрел в личной встрече с Богом, веру, которая полностью преобразила его жизнь и жизнь тех людей, кому он проповедовал. Он восстал против подмены подлинного, против утверждения, что форма сама по себе уже обеспечивает содержание. Все остальное было для него вторичным, потому часто он действовал ситуативно и непоследовательно. Но его основной тезис об оправдании одной верой давал людям настолько твердое основание для жизни, что никакие трудности, гонения и препятствия не могли остановить этого движения.
Но подлинная вера всегда открыта к миру — она не может быть сокрыта «глубоко в душе». Вера скрытая, непроявленная жестко критикуется в Писании: «…вера без дел мертва…», «…бесы тоже веруют…». Настоящая вера проявляется в поступке, в действии, направленном на помощь ближнему и преображение видимой реальности. И величайшая заслуга Реформации в том, что она позволила вынести это «дело веры» за пределы церковной ограды и монастырских стен, превратила повседневность в место богослужения. Труд обычного человека: булочника и земледельца, ремесленника и торговца, чиновника и мореплавателя — обрел смысл, ранее доступный лишь монахам и священникам. Домашний быт и профессиональный труд были переосмыслены как Божье поручение, как призвание к служению. В результате возник новый тип человека: человек, преобразующий мир в соответствии с Божьим замыслом и сам преображающийся в процессе этого труда. Так, вера была воплощена в жизнь и из «веры в душе» превратилась в «веру, действующую любовью».
Именно это сочетание сакрального и обыденного, духовного прорыва и повседневной деятельности и сформировало новую Европу — ту Европу, которая так много дала всему миру и, в частности, России. Европу, у которой учился Петр Великий. Тем удивительнее и больнее видеть, как современная Европа отказывается от собственных оснований, от того духовного фундамента, на котором покоятся и права человека, и все остальные так называемые общечеловеческие ценности. Без этого основания все эти замечательные сами по себе ценности вырождаются в собственную противоположность.
На полях заметим: Николай Бердяев указывал, что русская революция, столетие которой отмечается в том же году, что и пятисотлетие Реформации, по своей сути тоже была глубоко религиозным действием. Но только это была «религия этого мира», в ней не было прорыва человека к Тому, Кто является основанием для жизни. А потому и здание, построенное в результате революции, оказалось «домом, построенном на песке», без основания. И хорошо бы задуматься: на каком основании мы строим свое будущее? Ни экономика, ни политика сами по себе не могут быть фундаментом жизни — ни отдельной семьи, ни народа в целом. Я убежден: Реформация показывает, что именно может лечь в основу лучшего будущего.
Сегодня мы уже не помним, что накануне Реформации страны Северной Европы были отсталой окраиной цивилизации. Безусловное лидерство — и политическое, и экономическое, и научное — принадлежало итальянским городам-республикам и Испании. Всего за сто лет мир изменился полностью: окраина стала (и до сих пор остается) центром мира и помогает бывшим гегемонам преодолеть экономический кризис. Но картина снова меняется. Сегодня мы являемся свидетелями любопытного парадокса: в то время как страны, сформированные Реформацией, отказываются от ее основных постулатов, от библейских оснований в построении семьи, общества, экономики, в других — реформационные идеи, часто под иным именем, находят живой интерес и практическое воплощение. Я думаю, мы увидим, как сильно изменится мир в ближайшем будущем. И снова принцип «веры, действующей любовью» покажет свою способность менять к лучшему жизнь как отдельных людей, так и целых народов. Верю и молюсь, чтобы это произошло и в нашей стране.
Сергей РЯХОВСКИЙ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников).