Речь идет о яхте «The Transport Royal» (в переводе с английского — «королевский корабль»). Это быстроходное парусное судно, построенное в Англии в 1695 году по проекту адмирала лорда Кармартена, было тремя годами позже подарено королем Вильгельмом III молодому русскому царю во время приезда его на Британские острова. Яхту переправили морем в Архангельск, а много лет спустя, в 1715-м, Петр распорядился обновить вооружение корабля и, включив его в состав русской эскадры, отправить на Балтику для участия в Северной войне — в боевых действиях против флота шведов. Однако уже ближе к конечной цели дальнего морского перехода «The Transport Royal» во время шторма разбился о камни и затонул. Это случилось около шведского острова Марстранд недалеко от Гетеборга.
«Английский презент» Петра Великого удалось обнаружить на дне лишь в наше время. В Швеции с 1998 года реализуется правительственный «Проект Марстранд», в рамках которого в районе одноименного острова проводятся подводные археологические работы. Последней по времени находкой и стал «королевский корабль» русского царя-реформатора. Причем случилась эта удача практически в день юбилея кораблекрушения — ровно 300 лет спустя.
«Удивительное совпадение: яхта затонула 27 сентября 1715 года по старому стилю. А первые детали ее мы нашли на дне 27 сентября 2015 года по новому стилю, — приводит слова руководителя поисковой группы дайверов Алексея Михайлова агентство «Россия сегодня». — Мне просто трудно передать, как мы обрадовались! Думали, вот опустимся последний раз в этом сезоне — и продолжим поиски уже в следующем году».
Михайлов сообщил также, что группа, обнаружившая останки яхты, намерена официально известить шведские власти о своей находке, и, возможно, поисковики будут подавать заявку на подъем отдельных деталей старинного судна для показа их в России.
Насколько реальны подобные перспективы? За комментариями «МК» обратился к известному российскому дайверу, руководителю поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константину Богданову.
— По опыту работы нашей экспедиции знаю, что такие подводные находки сразу же получают статус объекта культурного наследия. Подобные же правила приняты и в других европейских странах. Судя по поступившей в СМИ информации, петровская яхта обнаружена на дне в шведских территориальных водах, а это означает, что она автоматически попадает под охрану шведского законодательства. Значит, чтобы поднимать отдельные фрагменты и вообще производить под водой на затонувшем корабле какие-то активные поисковые работы, нужно получить разрешение от военно-морского ведомства Швеции и шведских археологических инстанций. Без этого можно лишь спускаться к обнаруженному кораблю и просто осматривать его. С подобной проблемой довелось столкнуться летом этого года, когда там же, на Балтике, у скандинавских берегов была обнаружена русская подводная лодка «Сом», погибшая во время Первой мировой.
По поводу того, что фрагменты яхты Петра I могут оказаться в России, вопрос сложный. Тут многое зависит от конкретных договоренностей между странами, конкретных сроков давности кораблекрушения. Споры между государствами о правах на морскую археологическую находку могут тянуться годами. Пример тому — уже давно обнаруженный на Балтике корабль «Фру Мария», затонувший с грузом антиквариата, который везли из Западной Европы для дворцов русской императрицы Екатерины. Права на сокровища до сих пор не удается согласовать России и Финляндии. А без этого невозможно приступать к конкретным работам по их извлечению из морских глубин.
В нынешнем случае нельзя оценить однозначно саму целесообразность подъема со дна отдельных атрефактов с «королевского корабля». Ведь это связано с большими расходами на дальнейшую консервацию старых деревянных и металлических конструкций, которые иначе, оказавшись в воздушной среде, начнут быстро разрушаться. Наша практика показывает, что в некоторых случаях целесообразно оставить старинный корабль на дне, но тщательно, в деталях, отснять его на фото и видео, чтобы потом демонстрировать всем желающим такой виртуальный экспонат.