Предыстория такова. В ходе закупок кабельно-проводниковой продукции в 2014 году менеджеры ОАО «НК «Роснефть» столкнулись с тем, что у всех поставщиков, которые в логике рынка должны конкурировать между собой, цены синхронно выросли на 25—30%, хотя основная составляющая — цена на медь — на Лондонской бирже увеличилась всего на 6%. Все поставщики находятся в разных регионах: ООО «Холдинг Кабельный Альянс» (входит в состав УГМК) в Екатеринбурге, ОАО «НП «Подольсккабель» в Подольске, АО «Кабельный завод «Кавказкабель» в Кабардино-Балкарии, ОАО «РОССКАТ» в Самаре, ООО «Камский кабель» в Перми. Не удивительно, что появилось предположение: бывшие конкуренты создали картель: договорились об общей цене и поделили между собой потребителей — нефтяные компании. Вот подтвердить эту версию или опровергнуть ее и попросила «Роснефть» у Федеральной антимонопольной службы, добавив при этом, что ей пришлось произвести закупку более чем на 1 млрд рублей и понести убытки в 90 миллионов. После одновременных проверок ряда поставщиков руководитель ФАС России Игорь Артемьев своим Приказом возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, а именно — о соглашении между конкурентами, которое привело или могло привести к установлению и поддержанию цен, разделу товарного рынка.
— Всегда видно, когда игроки действуют самостоятельно, а когда переходят к синхронному поведению, не свойственному конкурентам при проведении торгов, других закупочных процедур, — сказал «МК» Андрей Филимонов. — Но доказать сговор сложнее. Для этого и существует управление ФАС по борьбе с картелями. Как и во всем мире, мы используем для доказывания так называемые «рейды на рассвете» — внеплановые выездные проверки. В ходе проверки мы имеем право копировать электронные носители информации и документы. Очень часто мы находим доказательства сговоров поставщиков о цене, разделе рынка в электронной переписке и даже подписанные «бумажные» соглашения.
— Кто и как может быть наказан, если сговор по поставкам кабельной продукции для «Роснефти» будет доказан?
— Нами были проведены проверки ряда хозяйствующих субъектов, выявлено достаточно для возбуждения антимонопольного дела признаков картеля. Возбуждено антимонопольное дело, создана комиссия по его рассмотрению. Если в ходе рассмотрения комиссия признает вышеуказанные компании нарушившими антимонопольное законодательство и вынесет соответствующее решение, то будет возбуждено административное производство в отношении юридических лиц и должностных лиц. Необходимо отметить, что законодательство устанавливает за картель наказание в виде оборотных штрафов, которые могут достигать 15% от выручки компании-правонарушителя. Кстати, компании, в отношении которых возбуждено дело, далеко не мелкие, совместная выручка по итогам 2014 года составляет около 50 млрд рублей, это серьезный бизнес. Помимо штрафа, необходимо будет возместить, в том числе, и вероятные убытки «Роснефти», если подтвердится виновность компаний. Кроме того, в России, как и во многих других государствах, установлена уголовная ответственность за картель. Ст. 178 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы.
Андрей Филимонов обратил внимание и на другое очень важное обстоятельство.
— К сожалению, жертвами картелей все чаще становятся компании с государственным участием, картели выявляются в отраслях, относящихся к стратегическим, что наносит ущерб стране, создает угрозу ее национальной безопасности. Ведь «Роснефть» — это крупнейший налогоплательщик. И если верно предположение, что частные предприниматели решили поделить рынок и установить на свою продукцию единую завышенную цену, то все это в итоге ударит по пенсионерам, врачам, учителям и другим бюджетникам. Это особенно опасно в период, когда стране и так трудно из-за санкций и кризиса. И топ-менеджмент госкорпораций, очень хочется надеяться, это теперь понимает. Обращение «Роснефти» — свидетельство того, что госкорпорации чувствуют опасность и недопустимость происходящего. Это — знаковое событие, оно говорит и о том, что госкомпании стали заинтересованы в прозрачности, открытости своей деятельности. Есть надежда, что и другие последуют примеру «Роснефти», если почувствуют, что против них есть сговор. Такое обращение своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько топ-менеджмент госкомпании действительно беспокоится о предприятии и интересах государства.
Раньше, когда мы выходили на проверки, часто, вместо того чтобы получить поддержку от госкомпаний, мы встречали активное противодействие с их стороны, включая административный ресурс. Вплоть до физического противодействия проверке, когда работники госкомпаний вырывали провода из компьютеров, выключали свет, не допускали инспекцию до носителей информации, — говорит Андрей Филимонов. — Потому что на тот момент некоторые менеджеры госкорпораций, как я предполагаю, закрывали глаза на действия поставщиков, которые хотят нажиться на государстве, и не очень сильно пеклись об интересах своего предприятия. Теперь ситуация меняется — госкомпании приходят к нам сами, понимая, что мы действуем в интересах государства, в интересах госкомпаний, понимая, что обращение в ФАС, проверка ФАС, позволяет защитить интересы государства, сберечь государственные деньги. И это дает повод надеяться, что история, когда поставщики договаривались не только между собой, но и с представителями государственного заказчика, начинает подходить к концу. В любом случае, независимо от позиций топ-менеджмента компаний с государственным участием, ФАС будет системно анализировать сферу закупок таких компаний, выявлять и пресекать антиконкурентные соглашения при осуществлении закупочных процедур.
Михаил Зубов