МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Бурда» в ядовитой упаковке

Что представляет собой пиво в России?

Любителям пива и невдомек, что более 90% этого напитка в России не соответствует классическому рецепту, а пластиковые бутылки, запрещенные в большинстве стран мира, – доминирующий вид упаковки для пива в нашей стране. Об этом заявили участники конференции «Пиво – классические технологии и транснациональная интерпретация», прошедшей на прошлой неделе в Москве.

Фото: Андрей Миронов. Вместо пива россияне пьют суррогат в опасной для здоровья упаковке

А есть ли в России пиво?

Как рассказал президент союза «Ячмень, солод, хмель и пиво России» Александр Мордовин, пиво должно вариться из 100% пивоваренного солода и натурального хмеля – без использования химических ферментных препаратов, в полном соответствии со стандартами немецкого пивоварения 1516 года. Однако в России эта рецептура фактически не соблюдается.

«Нормальный период созревания пива составляет четыре недели. Однако более 90% пива в России производится по так называемой ускоренной технологии – за 24 часа. Для этого в него добавляют искусственные химические ферменты, ускоряющие процесс, – рассказывает член Совета Федерации РФ Сергей Лисовский. – Пивом это называть просто нельзя. А искусственная газация приводит к тому, что при открытии бутылки  газы быстро уходят, и пиво вскоре превращается в реальную бурду. Все химикаты оседают в печени наших граждан. И не стоит забывать, что основная группа потребления – молодежь».

Естественные компоненты пива, хмель и солод, зачастую также заменяются на искусственные. «В России в десятки раз сократилось производство хмеля, потому что производители пива заменяют его химическим экстрактом – еще одним ферментом, который дает горьковатый вкус», – отмечает Сергей Лисовский.

Он также подчеркивает, что в России законодательно не закреплено процентное содержание солода в пиве. «В Чехии минимальное содержание солода в пиве ограничено 75%, – рассказывает Сергей Лисовский. – Мы пытаемся продвинуть аналогичный законопроект в нашей стране, но пока он стопорится силами лоббистов международных пивоваренных компаний, которым это не выгодно».

Главный бич

Пластиковая тара, или ПЭТ-упаковка, вообще была признана всеми участниками конференции главным бичом российской пивоваренной индустрии.

Во-первых, она вредит здоровью граждан, что бы ни говорили россиянам о ее полной безопасности представители пивных транснациональных корпораций. Именно поэтому в развитых странах розлив пива в пластик сведен к минимуму. Как показали исследования Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН, из пластика при контакте с алкоголем выделяется крайне ядовитый химикат – дибутилфталат, вызывающий токсический гепатит, поражения иммунной системы и ряд других серьезных заболеваний. От его применения давно отказались в странах Европы и в США.

Во-вторых, пластиковые бутылки не выполняют основную функцию любой упаковки – сохранение качеств продукции в течение всего срока ее хранения. «Стандартная ПЭТ-бутылка не выдерживает никакой критики в плане прозрачности ее стенок для газов, выходящих как изнутри бутылки наружу, так и проникающих в бутылку извне, и исследования подтверждают, что за 6 месяцев хранения бутылка «сдувается» вдвое, – объясняет Александр Мордовин. – В связи с этим для компенсации потери углекислоты пиво дополнительно карбонизируют, из-за чего бутылки выглядят как перекаченные футбольные мячи». При этом пиво, как известно, вообще не должно газироваться искусственно – газ в нем образуется естественным образом в результате брожения.

Третий аргумент против «пластика» лежит в экономической плоскости. Из одной ПЭТ-капсулы можно сделать бутылку объемом как 0,33, так и 2,5 литра, это позволяет производить неучтенную продукцию в огромных количествах. «Около 60% пива в России разливается в ПЭТ-тару, а в категории пивных напитков – 95%», – сообщил председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. Потери государства от нелегального оборота пива он оценивает в 45 млрд рублей в год, от псевдопивных напитков – в 180 млрд рублей.

Пивное лобби

Около 80% российского рынка пива и пивных напитков контролируют четыре международные пивоваренные компании из Дании, Бельгии, Голландии и Великобритании. По словам Сергея Лисовского, крупным международным игрокам невыгодно введение в России ограничений ни на процесс производства пива, ни на его упаковку, поэтому они прикладывают серьезные ресурсы для отсрочки этого.

Самым ярким примером этого является противодействие «антипластиковому» закону, предложенному еще в 2013 году. Он подразумевает запрет на продажу алкоголя крепче 4% в пластиковых бутылках более 0,5 литра уже с 1 января 2016 года, а с определенного момента – полный отказ от ПЭТ.

Летом 2014 года он был поддержан депутатами Госдумы в первом чтении и рекомендован для вынесения на второе уже осенью. Однако это вызвало незамедлительную реакцию западных пивоваров. От имени Союза российских пивоваров в газете «Ведомости» было опубликовано открытое письмо Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить введение запрета пластиковой упаковки. Но самым решительным ходом считается совместное письмо послов Дании, Бельгии и Нидерландов, адресованное председателю Госдумы Сергею Нарышкину и вице-премьерам Игорю Шувалову, Аркадию Дворковичу и Александру Хлопонину, с просьбой пересмотреть позицию правительства в отношении законопроекта.

В результате дата второго чтения многократно переносилась под предлогом доработок и не назначена до сих пор.

Что же происходит в остальном мире? Корреспонденту «МК» удалось поговорить с управляющим Союза независимых пивоваров Европейского союза Роландом Демляйтнером, который посещал недавно прошедшую  в Москве Международную выставку индустрии напитков Beviale Moscow 2015.

По его словам, в Германии и других странах Европы очень сильны позиции небольших и средних частных пивоварен, тогда как в России доминируют транснациональные компании. «Помимо этого, у нас другая картина рынка с точки зрения упаковки, – рассказал Роланд Демляйтнер, – более 90% пива продается в стеклотаре и алюминиевых банках, остальное – приходится на пластиковые бутылки. Как правило, это недорогое пиво, которое продается под брендами розничных сетей».

Александр Мордовин уточнил «МК», что речь при этом идет об инновационной многослойной ПЭТ-таре, обладающей дополнительными защитными свойствами. В России многослойная ПЭТ-тара не используется вовсе. Кроме того, производство пластиковой тары для пищевой упаковки в Европе жестко регламентировано – существует перечень химических компонентов, использование которых запрещено. «Важно также отметить, что в Европе запрещено разливать пиво в пластиковые бутылки большого объема. В Бельгии ПЭТ только 0,5 литра, во Франции – только 0,33 литра, в Италии – 0,33 и 0,66 литра», – подытожил Александр Мордовин.

Сергей Алексеенко

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах