Тройку школ-лидеров в рейтинге топ-25 возглавил санкт-петербургский физмат-лицей №239. Второе место неожиданно для всех, и особенно для москвичей, занял мордовский Республиканский лицей для одаренных детей (город Саранск), обойдя всех, включая знаменитых колмогоровцев. Третье — 57-я школа Москвы.
В общей сложности в топ-25 вошли представители 11 регионов, и многие серьезно потеснили Москву. При этом 10 школ из топовых 25 (или 40%) оказались новичками: в прошлом году они так высоко не поднимались.
Впрочем, столичный бренд в качестве ведущего никто не отменял: каждый третий московский школьник (32,7%) учится в школах топ-500, констатировала Голодец.
Всего из числа столичных в перечень топ-25 вошли также: школа «Интеллектуал» (4-е место); Физматшкола им. Колмогорова (5-е место); гимназия №1535 (6-е место); Вторая школа (7-е место); школа №1329 (8-е место); школа №179 Московского института открытого образования (9-е место); гимназия №1543 (10-е место); Лицей на Юго-Востоке (13-е место); гимназия №1514 (15-е место); школа №192 (21-е место); лицей Высшей школы экономики (24-е место).
«Мы всегда входили в топ-25 российского рейтинга школ, так что для нас это — норма жизни и по сути ничего в нашей жизни не изменит, — заявил «МК» учитель-словесник из 57-й московской школы Сергей Волков. — Единственное, что можно предвидеть, — это повышение интереса людей, которые ищут, куда устроить своих детей. Но они должны иметь в виду, что учиться в нашей школе трудно: слишком уж много у нас серьезных, углубленных программ обучения. Очень я рад за школу «Интеллектуал», занявшую в рейтинге 4-е место, несмотря на перманентные попытки ее реформировать. Ну а мы начинаем работать с детьми, которые готовятся в 1-й класс».
Рейтинг 500 лучших российских школ проводится по инициативе Ольги Голодец третий год, однако нынешний оказался особым. Разработчики убрали из числа критериев оценки ЕГЭ, заменив их менее выигрышными результатами ОГЭ, которые сдают после 9-го класса все, включая детей, не мотивированных учиться.
Это не только расширило «объект исследования» на 1 млн человек, или 15% от общего числа девятиклассников, но и сделало рейтинг более прозрачным и справедливым. Ведь как делаются высокие результаты ЕГЭ по какой-нибудь физике, ни для кого не секрет, констатировал директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко: «Достаточно лишь отговорить от сдачи ЕГЭ по этому предмету ребят послабее, и дело в шляпе!» Вот и вывели на первый план не традиционное «наше все» — оценки ЕГЭ, а школы с лучшими методиками и практиками преподавания, отметил он.
Если так пойдет и дальше, то, глядишь, единый госэкзамен станет тем, чем он является во всем мире, — оценкой труда выпускника, а не его учителя, директора школы и региональных министра образования с губернатором.