По последним данным, озвученным «социальным» вице-премьером правительства Ольгой Голодец, около 817 тыс. наших сограждан имеют сейчас двойное гражданство, а еще 157 тыс. — вид на жительство в иных странах. Итого — без малого миллион.
Впрочем, это еще не самое скверное — могло бы быть и больше. Но, как свидетельствует официальная статистика, приведенная все той же Голодец, почти треть отечественной молодежи связывает свое будущее с заграницей и собирается работать в иностранных компаниях за пределами России. Неофициальные же опросы, проведенные в этом году Общественной палатой среди старшеклассников, дают и вовсе пугающие результаты: уехать из России по окончании учебы собираются около 60% выпускников школы. А это уже совсем серьезно.
Что же не устраивает молодых людей на родине и с неодолимой силой влечет в сопредельные страны?
Прежде всего, конечно, это низкий уровень жизни дома. Правда, справедливости ради надо признать, что россияне никогда не жили так хорошо, как в 2010-е годы — ни в досоветские, ни в советские, ни, тем более, в постсоветские времена. Но это было до нынешнего кризиса.
Сейчас же девальвация рубля опустила себестоимость производства в России на уровень, более низкий не только по сравнению с Европой, но и с Китаем. А средняя месячная зарплата в России, по данным Росстата, в июле была эквивалентной $591, в то время как даже в Румынии — $632, а в Китае — $775 в месяц. Комментарии, что называется, излишни.
Так, глядишь, вскоре россияне начнут примеривать спецовки гастарбайтеров если не в Румынии, то уж точно где-нибудь в Поднебесной. Да и как иначе, если «углеводородные» деньги в России закончились. Связанный с ними крупный бизнес считает убытки. Бюджетники и никогда особо в золоте не купались. А открыть свой — малый или средний — бизнес и с него жить россиянину практически невозможно. Во всяком случае, легально: не бандит его достанет, так пожарный замучит проверками, а местный чиновник — откатами. То ли дело там, «у них»...
Вот и ищут наши люди за рубежом свободы. И от коррупционера — чиновника, не дающего житья никому в стране. И от жулика — продавца, повсеместно торгующего втридорога просроченным контрафактным товаром. И от вездесущего хама — администратора. И от уличной шпаны. И от представителей криминалитета посерьезнее. И от оборотня-правоохранителя. Да мало ли еще от кого.
Многие россияне, и в том числе молодые, утверждают, что им не хватает и политической свободы. Нет, выборы на всех уровнях, разумеется, проводятся. И политические оппозиционные партии в стране, безусловно, имеются. Но на ум почему-то то и дело приходит известная история о том, как во время визита в Лондон в 1814 году российский император Александр I обратился к британскому министру лорду Грею с просьбой разработать проект создания в России политической оппозиции. А тот заулыбался, думая, что царь шутит...
Как бы там ни было, но первыми в постсоветской России проторили путь за бугор выпускники десятка ведущих российских университетов — особенно те, кому удалось дополнить отечественное образование зарубежным на уровне магистратуры, аспирантуры или прочего пост-дока. Они давно работают в крупных компаниях или университетах мира и справедливо пользуются там большим почетом и материальными благами. В США, например, до сих пор шутят, что преподавание математики в американских университетах идет так: российский профессор читает лекции китайским студентам. И как читает!
Теперь вслед за элитой из России, похоже, потянулся средний класс. Образование, конечно, у него пожиже. Но для средних позиций в средних компаниях достаточно. Особенно если какие-то курсы досдать на месте. А дальше что же, и пролетарии поедут?
А кто же в лавке останется, как говорил Остап Бендер?