МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Штрафы за нарушения ПДД с банковских счетов водителей будут списывать по новой технологии

Очипованный странник

На полигоне МАДИ провели показательные испытания радиочастотных систем для определения нарушителей ПДД. Скоро технологию задействуют во всех автомобилях страны, после чего штрафы с банковских счетов автовладельцев начнут списывать без, как говорится, суда и следствия.

Фото: Наталия Губернаторова

Два года назад Дмитрий Медведев дал указания Минкомсвязи, Минпромторгу, Минфину и МВД подготовить предложения о разработке государственных регистрационных знаков с микрочипами и технологией их радиочастотной идентификации. К этому шагу премьер-министра побудил не столь эффективный, как ему хотелось бы, объем денежных средств, поступающих в казну за дорожные прегрешения моторизированных россиян. По его словам, автоматические средства фото- и видеофиксации нарушений ПДД далеко не всегда работают корректно и довольно быстро выходят из строя. Более того, для защиты от них водители довольно быстро смогли найти ряд незаконных решений: заклеивают номера машин отражающей пленкой, оборудуют их магнитными крепежами, делая невидимыми для «спидганов», да и банально пачкают «жестянки» грязью. С учетом того, что максимальный штраф за нечитаемый номер (и то, если нарушителя поймают лично сотрудники ДПС) составляет 5000 рублей, а за грязный — всего 500 рублей, автовладельцы по-прежнему не прочь прибегать к подобным ухищрениям. Теперь этому должен прийти конец.

В начале года в Казани, на родине пресловутой «Автодории» (этот комплекс не подает никаких сигналов, а молчком фиксирует время, за которое вы проехали контролируемый участок, и таким образом определяет среднюю скорость машины), тысячу городских автобусов в порядке эксперимента оснастили специальными RFID-метками. Каждый из них получил сразу по три чипа — в верхней части лобового стекла, в переднем и заднем номерных знаках. По результатам пилотного проекта идентифицировать транспортные средства с RFID-метками получается в 97,4% случаев. А недавние показательные испытания на полигоне МАДИ смогли продемонстрировать безупречный эффект от применения радиометок. Речь о специальных микрочипах-диэлектриках, интегрированных в регистрационные знаки автомобилей, которые передают информацию не привычным светоимпульсным оптическим способом, а при помощи радиочастот. Причем комплекс, фиксирующий приближение автомобиля, способен получить данные не только о скорости, с которой он едет в настоящий момент, но и о средней скорости движения на участке между двумя такими модулями. Разумеется, система идентифицирует марку, модель, государственный знак авто и сведения о собственнике. Иными словами, не важно, скрыт ли номер или обляпан грязью, — вы уже на крючке.

Безусловно, идея хорошая. С ее помощью есть шанс не только снизить уровень нарушений ПДД, но и минимизировать число угонов, да и кражи самих регистрационных знаков. Впрочем, хитрецы все равно найдут способы обмануть закон, поэтому появление соответствующих «глушилок» не за горами. Хуже другое — «обязаловку» по установке таких номеров хотят навязать автовладельцам за их же собственные деньги. Либо заставят пойти и оплатить «услугу» целенаправленно, либо будут брать по умолчанию, как коммунальные платежи и транспортный налог. Представьте, о каких суммах идет речь, если автопарк страны сегодня насчитывает более 40 млн одних только легковых машин. Что еще любопытно: ресурс активных меток не бесконечен. Ладно если их привяжут к бортовой сети, а если речь идет о встроенных аккумуляторах? Будем менять их раз в квартал со всеми отсюда вытекающими? А откуда брать деньги на установку самих систем? По оценкам экспертов, монтаж радиочастотной антенны только на одну дорожную полосу обойдется как минимум в 1 000 000 рублей. Мало нам Олимпиады, Крыма и грядущего ЧМ по футболу — готовьтесь затянуть поясок еще туже.

Но это не единственный фактор, о котором стоит переживать. Авторы проекта предложили привязать радиометки каждого авто к электронным кошелькам их владельцев и списывать с них деньги автоматически! Поймал, скажем, вас прибор за скорость, обочину или выезд за стоп-линию — со счета тут же будет снята необходимая сумма. Аналогичным образом планируется взимать плату и за парковку. А если у меня нет виртуальных денег, баланс опустится в минус? Да и в некоторых регионах России у людей до сих пор трудности с Интернетом. А как быть в случае, если сервер банально зависнет? Платить потом вместо 100 рублей 2500 (как это нередко происходит с теми же паркоматами, когда приходит штраф за якобы неоплаченную стоянку или «благодаря» «глюкам» средства списываются со счета несколько раз подряд)? А как будут платить владельцы автомобилей с номерами других государств? В общем, вопросов много, а ответов пока ни на один из них нет. Про обжалование спорных штрафов и говорить нечего — это и сейчас в тяжбе с автоматическими комплексами фиксации нарушений сделать крайне трудно, а когда речь пойдет об уже списанных с ваших счетов деньгах... А еще есть риск, что к электронному кошельку через чип в машине «подсосутся» мошенники.

Но раз уж в Казани экспериментом остались довольны, то, как показывает история с той же пресловутой «Автодорией», рано или поздно нововведения вступят в силу. Для полноты картины не хватает запрета на использование радар-детекторов, как это сделано в некоторых европейских странах. И тогда «штрафные» деньги потекут в бюджет полноводной рекой. Ну или «очипованные» автовладельцы разом перестанут нарушать ПДД. Что было бы очень неплохо...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах