Лика приехала в столицу из Брянска пять лет назад в поисках работы.
- Собак моих тогда не было, – рассказывает женщина. – У меня в свое время жила собака породы колли. И когда я ее потеряла, боль была такая сильная… В общем, больше заводить животных желания не было. В Москву я приехала сначала одна и устроилась на работу. А потом сюда переехали мои сыновья.
Тошка (клички собак изменены по просьбе владелицы – прим. «МК») появился в семье Лики 3,5 года назад. Она нашла его, когда спешила по своим делам. Пробегая мимо вокзала, женщина обратила внимание на коробку, заглянула внутрь и увидела маленького, с ладошку, щенка породы той-терьер. Бросить его Лика не смогла: позвонила сыну и попросила забрать его домой. Дети сначала ужаснулись, мол, сами в общежитии живем, куда еще и собаку, но выбора особого не было. Так Тошка стал полноправным членом семьи. В хозяйки он избрал себе Лику, рьяно оберегал и защищал ее даже от младшего сына. Чтобы не оставлять питомца надолго одного, было составлено расписание кто и когда придет лишний раз домой, покормит и погуляет с Тошкой. Но он все равно сильно скучал и буквально отслеживал каждый шаг Лики. И жутко переживал, когда та отправлялась на работу. Выл. Тогда женщина решила завести еще одну собаку, тоже той-терьера, рассудив, что вдвоем песикам будет веселее. Так 1,5 года назад в семью влилась крохотная Никки. Все сначала переживали, примет ли Тошка новую подругу, однако собачки быстро сдружились, начали играть вдвоем. Казалось, все наладилось, но тут, как в плохом фильме, на семью Лики посыпались неприятности. Сначала женщине (она работала кассиром в одном из столичных ресторанов) перестали платить зарплату.
- Мы тогда снимали комнату по договору, - вспоминает Лика. – Хозяйка против собак ничего не имела. Все было идеально, пока не закончились деньги. Я стала просить ее немного подождать, пока не найду другую работу. Она вроде бы согласилась. Но буквально на следующий день прислала мне смс, где написала, что через три дня в квартиру въедут другие жильцы, откроют двери, и за мои вещи она ответственности нести не намерена. Я бросилась искать другое жилище. Нашла комнату на улице в Одинцово, и мы туда переехали. Прожили всего ничего, когда хозяин объявил нам, что просит съехать из-за собак.
Устав сопротивляться жизненным неурядицам, Лика решила вернуться в Брянск. Хотя было одно «но»: младший сын оканчивал девятый класс, и женщина всеми правдами и неправдами начала пытаться остаться в Подмосковье до окончания учебы ребенка. Все нажитое за пять лет семья развезла по знакомым. Старший сын Лики к этому моменту ушел служить в армию, оставив матери и брату старенькую «Газель». В ней и пришлось поселиться Лике с младшим ребенком и собаками.
- Я специально подбирала место для постоянной стоянки, - говорит женщина. – Объездила все окрестности. Но найти хорошее расположение было непросто: самым главным критерием было отсутствие солнцепека. Ведь пока я работала, а сын учился, в машине оставались собаки. Но все, что мне попадалось, либо утром, либо вечером обязательно освещалось лучами солнца. В конце концов, я поставила «Газель» около дома, где мы прежде обитали, в теньке. Так мы и жили. У нас была газовая горелка, мы выезжали на природу и где-нибудь на полянке готовили еду. Тошка и Ники в это время резвились на траве. В городе я очень долго гуляла с ними по утрам. Потом уходила на работу (устроилась кассиром в один из супермаркетов), сын в школу. Собаки были в машине. Ближе к вечеру приходил сын и выгуливал их. А потом еще раз я, поздно вечером или ночью.
В начале лета сын Лики закончил школу, и они стали постепенно перевозить вещи в Брянск. «Газель» оставили на месте. Жили в ней, когда возвращались за очередной партией вещей. Последний раз вернулись в конце июля и должны были 1 августа уехать окончательно. Но в последний вечер случилась беда.
- Когда мне около 20.00 позвонил сын и сообщил, что кто-то вскрыл «Газель», я была на работе - плачет Лика. – Сразу кинулась на место. Прибегаю и вижу распахнутые двери сзади машины. То, что Тошки и Никки там нет, поняла сразу. Сразу же позвонила в полицию, боялась до их приезда что-то тронуть в салоне. Потом уже выяснилось, что помимо собак исчезла их переноска и сумка с документами. Стражи порядка приехали спустя полтора часа, бегло осмотрели место происшествия и, пообещав разобраться, уехали. С тех пор прошло больше месяца и никаких новостей. К слову, полицейские мне заявили, что на мою машину поступало много звонков от жильцов близлежащих домов. Но от кого, и что за жалобы, мне не сказали.
Сама Лика начала собственные поиски: расклеила объявления, обратилась в различные зоозащитные организации, опросила всех встречавшихся ей собачников… Но тщетно - никто ничего не видел и не знал. А вскоре женщине пришлось очутиться на месте героини из российского фильма «Воспитание жестокости у женщин и собак». В один из дней на номер, который Лика указала в объявлении о пропаже Тошки и Никки, раздался звонок. Хриплый мужской голос заявил, что собаки у него и вернет он их лишь за деньги. Лика в это время была на работе. Она стала просить звонившего немного подождать, пока закончится рабочий день, и поставила условие, что отдаст наличные лишь тогда, когда увидит собак. Тогда мужчина обругал женщину последними словами и заявил, что разрежет одного из песиков на куски и повесит на машину. И «Газель взорвет».
- Я буквально впала в истерику и стала умолять не делать этого, говорила, что обязательно отдам деньги, - вспоминает Лика. - Телефонный визави снисходительно согласился и сказал, что завтра перезвонит. Хотя я сама была в таком состоянии, что готова была бежать на место встречи прямо поздним вечером. А в отделении полиции мне сказали, что негодяй, который звонил, обычный шантажист. Но я не теряю надежды найти моих любимцев Скорее всего, люди предположили, что собакам в машине плохо или их там бросили намеренно. И решили «освободить» их от «мук». Но неужели при таких подозрениях нельзя точно выяснить, так ли это? Подождать хозяев, мы ведь постоянно появлялись там. Поймите, я не кровожадна, я не мечтаю о расправе над теми, кто забрал собак. Допускаю, что люди сделали это из благих побуждений. Я лишь хочу, чтобы Тошка и Никки вернулись ко мне, они мне как дети.
Впрочем, искать собак женщине, похоже, придется своими силами и при помощи неравнодушных граждан — в полиции вынесли постановление «об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления».
Просьба всех, кто знает что-либо о месте нахождения Тошки и Никки, звонить по телефонам 8-909-995-65-74, 8-495-707-29-98.
Комментарий директора Центра правовой зоозащиты Светланы Ильинской: «У людей бывают разные обстоятельства, когда они оставляют животных в машине. Может, у родственников началась аллергия на питомцы, или, как в случае Лики, это было связано с переездом. Это не значит, что животным в салоне плохо или они как-то ущемлены. Но, судя по количеству звонков в наш Центр, прохожие часто обращают на такое явление внимание и начинают обдумывать, как «спасти» живность. Вплоть до идей разбить окно и выпустить зверя на свободу. Для предотвращения таких случаев, хочется посоветовать хозяевам животных оставлять на лобовом стекле авто записку с номером телефона для экстренной связи. А что касается ситуаций, когда человеку кажется, что животное в машине погибает, то последовательность действий такова. Во-первых, надо переписать номер автомобиля и обратиться в близлежащее отделение полиции с объяснением причины и просьбой «пробить» координаты владельца машины. Либо, если не удалось связаться с ним, то надо самому оставить записку с номером своего телефона и просьбой к владельцам позвонить вам. Не удалось и таким образом отыскать хозяина? Тогда необходимо обратиться в полицию с заявлением о вскрытии машины. К слову, исходя из моей практики, стражи порядка не всегда дают такие санкции. И тогда путь один — прокуратура. Надо прийти на прием к дежурному прокурору ( обязательно надо предъявить фото или видео материалы о том, что животное находится в машине) и так же попросить санкцию на вскрытие. А после с ней идти в полицию. Машины вскрываются специальным мастером в присутствии блюстителей закона. Желательно после того, как животное будет изъято, так же оставить на лобовом стекле свои координаты. Потому, как все равно у хозяина зверя бывают разные обстоятельства (может он в больницу попал). Последним способом освобождения животных является самодеятельность. К такому методу надо прибегать, если органы правопорядка санкций на вскрытие упорно не дают. Но надо осознавать, что самовольное вскрытие машины это уголовное дело. И если уж вы решились на такое, необходимо пригласить мастера и обязательно снимать весь процесс на камеру с обязательными комментариями. Снять само животное, его условия обитания. Это будет доказательством ваших благих помыслов в суде».