Сейчас в России 87 центров ГИБДД, собирающих и обрабатывающих информацию, полученную с использованием видеокамер и других технических автоматических средств. В 2014 году они зафиксировали более 40 млн правонарушений. Регионы финансируют создание этих комплексов (потому что собранные штрафы идут в региональную казну), а ГИБДД за счет федерального бюджета организует их работу (потому что выносит постановления о правонарушениях, выписывает квитанции).
Первый замглавы Комитета по конституционному законодательству, сопредседатель московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков («ЕР») полагает, что назрела необходимость объединить эти центры в один. Это, во-первых, позволит высвободить сотрудников ГИБДД в условиях сокращения штатов, считает он. А во-вторых и в главных, «к сожалению, органами исполнительной власти субъектов РФ система автоматической фиксации нарушений ПДД рассматривается не как средство борьбы с аварийностью на дорогах, а исключительно как средство получения дополнительных денежных средств в бюджет региона. В связи с этим возникают скандалы, когда региональные власти вынуждают руководителей региональных центров любыми способами увеличить количество выписанных штрафов, что приводит к фальсификации данных». Один из самых громких скандалов такого рода случился в Краснодарском крае, напоминает депутат.
Еще одно негативное следствие двойного подчинения центров (регионам и региональной ГИБДД), говорится в пояснительной записке к законопроекту, — составление «белых списков» транспортных средств, в отношении собственников которых не выносятся постановления о нарушениях. Такой факт был зафиксирован в Республике Саха (Якутия). Это становится возможным потому, что в ряде регионов информация, полученная центрами, обрабатывается «сторонней информационной системой, не принадлежащей и не контролируемой МВД России» — как, например, в Москве.
Все это ставит «под угрозу принцип неотвратимости наказания за административные правонарушения», — считает депутат. Единый федеральный центр под эгидой ГИБДД можно было бы создать к 1 января 2017 года, говорится в законопроекте. Ему должно быть передано право рассмотрения всех дел о нарушениях ПДД в случае их фиксации автоматическими видеокамерами. Вести обработку данных станут, по замыслу, сотрудники, «имеющие специальное звание».
Г-н Лысаков считает свой законопроект альтернативным тому, что несколько месяцев назад внесло правительство (стоит в плане работы Госдумы на осень) — он предполагает передачу Москве полномочия по взиманию штрафов по 38 из 128 правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП. Среди них — нарушение скоростного режима, движение по выделенной полосе для общественного транспорта и т.д., и т.п.
«Если дать им полномочия, «письмами счастья» завалят всех, и правых, и виноватых, и оспорить штрафы будет очень сложно», — уверен депутат. Он надеется на положительное заключение Правительства РФ.
Комментарий эксперта
Петр ШКУМАТОВ, координатор движения «Общество синих ведерок»: «Сегодня доходы от штрафов поступают в региональные бюджеты, и местные власти с их помощью решают свои, локальные проблемы. Где-то с помощью дорожных камер пытаются уменьшить количество автомобилистов в городах, где-то — используя всевозможные дорожные «ловушки» — собрать максимальное количество денег с автомобилистов. Но при этом регионы как-то забывают о главном назначении дорожных камер — поддержании безопасности на дорогах. Если федеральный центр фото- и видеофиксации удастся создать, и деньги от штрафов с этих устройств станут поступать именно туда, то у местных властей исчезнет резон «рубить» деньги с автомобилистов, а камеры станут служить лишь одной, главной цели — обеспечению дорожной безопасности».