Мертвый ребенок, лежащий на песке лицом вниз, и надпись: «Так близко к цели» на фоне ресторана быстрого питания со словами «Два детских меню по цене одного». Вторая карикатура вызывает еще большую оторопь: по воде идет Иисус Христос, рядом плавает мертвый ребенок лицом вниз и надпись: «Христиане ходят по воде, а мусульманские дети тонут». Эта карикатура называется: «Доказательство того, что Европа христианская».
И третья — мальчик с ранцем, рухнувший у воды, как Айлан Курди: «1 сентября».
Чем являются для Франции и европейского мира в целом такие карикатуры? Провокацией? Агрессивным завоеванием аудитории хозяевами издания любой ценой? Нравственным распадом личности автора?
Совсем недавно — настолько, что это еще очень свежо в памяти, на издание Charlie Hebdo было совершено нападение. Жертвами стали 12 человек, из них десять — сотрудники журнала. Столь дорогая цена была заплачена за карикатуры на пророка Мухаммеда, помещенные на обложку. Тогда весь мир откликнулся сочувствием и гневом в адрес убийц, а выкрик «Я — Шарли» стал и громким лозунгом, и популярным логотипом, который стремился поставить себе каждый, посчитавший себя нравственно причастным к трагедии.
Сегодня те же сочувствующие отводят глаза.
Ошиблись тогда? Или ошибаются сегодня, и рисунки эти, как уверяет их автор Эммануэль Шоню, действительно всего лишь предназначены «почтить память погибшего мальчика»?
Прототип маленького ребенка на карикатурах — трехлетний сириец Айлан Курди, тело которого вынесло к берегам Турции: он утонул, когда переполненная лодка с беженцами, в которой находился и он с родителями, перевернулась по пути в Европу. Тогда фотография выброшенного на берег тела малыша облетела весь мир, вызывая острое чувство боли и желание помочь. Сегодня вслед полетела карикатура. Она породила возмущение. И это естественно. Но! За эмоциями должен последовать анализ: почему же она была нарисована?
Да, проблема беженцев в Европе сегодня не просто проверка цивилизованного мира на прочность, начиная с экономических основ — выдержит ли созданная буферная зона благополучия наплыв мигрантов — и заканчивая социальными механизмами — сработают ли они, принимая чужеродную по культуре, мировоззрению, менталитету, религии волну инородцев?
И достаточно ли исправной окажется государственная машина, чтобы перемолоть за короткий срок приехавших и сделать из них новых европейцев, приносящих пользу приютившему их обществу и согласных жить по законам обретенной родины?
Нет, этого мало, сегодня идет проверка работы всей системы либеральных ценностей. Если она окажется не столь хороша, как привык считать Запад, то мигранты просто начнут сосать из принявших их стран соки, напирая на необходимость применения к ним этих самых либеральных добродетелей, в которых воспитаны коренные жители, а после и вовсе навяжут старушке Европе свои правила бытия, чем изничтожат ее изнутри.
Сегодня, по сути, мы ждем возвышения или падения европейского общества. И это — легендарный исторический момент.
Но карикатуры во французском журнале не имеют к нему ровно никакого отношения. Более того, беженцы в картинках вообще случайны. Они там условны, они там просто потому, что, выражаясь современным европейским языком, «находятся сегодня в тренде».
Карикатуры эти — то же самое, что появление на «Евровидении» Кончиты Вурст, то есть максимально острый медийный продакшн. И если женского платья и мужской бороды хватило, чтобы всколыхнуть простоватых зрителей музыкального конкурса, то для того, чтобы заставить вздрогнуть всех европейцев сразу, нужен был электрошок посильнее.
Сегодняшний мир не предполагает длительных вложений ни во что, начиная с производства продуктов питания и заканчивая созданием культурных ценностей.
Два быстрых урожая в год вместо дорогой и длительной селекции, публикации вызывающих постов в социальных сетях вместо саг и трилогий, острые эпиграммы вместо сборников стихов и карикатуры вместо художественных выставок. Это — сегодняшняя Европа.
И именно в такое вот общественное варево из социальных гарантий, с одной стороны, и либеральных свобод — с другой, вливаются сегодня мигранты с совершенно другими жизненными устоями. Кто кого «переварит»? Европеец трепещет от возмущения, видя карикатуры на деликатную тему. Мусульмане, посчитавшие пародийные рисунки оскорблением пророка Мухаммеда, пришли и убили.
Своими провокационными карикатурами журнал Charlie Hebdo не ставил задачи показать колоссальную разницу между христианами и мусульманами, он просто хотел высокой популярности. А сыграл в осознании сегодняшней действительности совсем другую роль.