— Суммарно все геологические вузы страны направляют ежегодно в отрасль около 4000 человек, что явно недостаточно, даже с учетом того, что работать по специальности остается довольно неплохой процент выпускников — более 60%, — рассказал ректор РГГРУ Василий Лисов. — Однако, если ничего не менять, дефицит профессионалов в отрасли будет сохраняться и усиливаться за счет текучки и старения кадров — это уже критическая угроза развитию экономики России! Нужно добиться, чтобы Минобрнауки реагировало на заявки со стороны Министерства природных ресурсов и профильных вузов при формировании контрольных цифр приема на геологические специальности. Эти цифры не меняются из года в год!
Другая серьезная проблема, которую обозначили на совещании, — недофинансирование технических университетов. 67 тысяч рублей в год, которые РГГРУ получает на подготовку горного инженера-геологоразведчика, — это, безусловно, не та сумма, с помощью которой можно выучить высококвалифицированные кадры... К примеру, в Германии в знаменитой Фрайбергской горной академии, где, к слову, учился Ломоносов, на одного студента в год тратится около 20 тысяч евро — то есть примерно в 20 раз больше, чем на подготовку горного инженера в России...
Говоря о приемной кампании в геологических вузах России сезона-2015, специалисты отметили, что прошла она в целом неплохо — с ней справились все университеты-флагманы — московские РГГРУ и «Керосинка», Томский политех и другие. Однако около трети вузов с геологическими кафедрами оказались в «красной зоне» — проходные баллы ЕГЭ там были ниже 55... То есть получается, что специальность геолога слабо «раскручена» — в лидирующих университетах она популярна благодаря престижному статусу самого вуза, а в вузах второго эшелона на аналогичные геологические специальности уже идут неохотно. От такой привязки к статусу института нужно избавляться...
Еще одна беда из обозначенных на совещании характерна не только для геологов, но и для большинства технических вузов. Ее обозначил гендиректор ОАО «Росгеология» Роман Панов — работодатель большинства российских выпускников геологических специальностей:
— Это проблема программного обеспечения, работать с которым учатся будущие специалисты и с которым им в дальнейшем предстоит иметь дело на работе. В узких технических сферах давно сложилась эдакая ненавязчивая монополия одной-двух компаний — производителей софта, и компании эти, как понятно, не российские. В итоге получается, что отечественные вузы готовят специалистов, «заточенных» под иностранный софт, который мало того что уводит наши деньги за границу, так еще и в свете санкций явно нестабилен — сегодня он есть, а завтра нет...
Специалисты, в свою очередь, пожаловались на стремительное старение кадров в геологической сфере, которое пока не удается компенсировать выпускниками:
— Средний возраст работающих в нашей геологии сегодня — 47 лет. Если никаких изменений не произойдет, через пять лет он составит 52 года... Это очень опасная тенденция для российской экономики! К примеру, в одной из крупнейших нефтесервисных компаний мира, американской Schlumberger, средний возраст сотрудников — 27 лет, самый продуктивный и эффективный!
Поскольку на совещании ректоров, преподавателей и работодателей геологической сферы присутствовали представители Правительства РФ и Комитета Госдумы по природным ресурсам, есть шанс, что ситуация в сфере геологического образования начнет меняться. А пока же будущим выпускникам школ стоит воспользоваться текущей ситуацией — в ближайшие несколько лет геовузы вообще и Геологоразведочный университет в частности будут оставаться весьма привлекательными для абитуриентов — по причине умеренного проходного балла и практически гарантированного трудоустройства в крупной профильной госструктуре.