35 лет он служил в Театре Комедии имени Н.П. Акимова. Сколько комедийных ролей переиграл на сцене и в кино. Зрители заходились от смеха, глядя на него. Когда Светин шел по улице, прохожие улыбались. Еще в августе он блестяще играл министра финансов в «Тени», Расплюева в «Свадьбе Кречинского», «маленького человека» Григория Васильевича в спектакле «Дон Педро». Репетировал в пьесе «Блюз старины Фредди» главную роль – в недавнем прошлом крупного мафиози. Выпустить премьеру не успели. По городу развешаны афиши с фотографией Светина: 5 сентября – антрепризный спектакль «Виновник торжества», там его герой – отставной полковник. Вторых составов у Михаила Семеновича не было.Он был великолепным рассказчиком. Несколько своих историй он рассказал «МК».
«Не умею работать, умею только выступать»
Все, что у меня есть, - это от бати. Он был очень талантливым. Его приглашали на все праздники, свадьбы, чтобы было весело. Он развлекал публику, танцевал так, что все хохотали. Не знал ни одной ноты, но брал любой инструмент - гармошку, скрипку, садился за фортепьяно... Этим и кормился. А вот работать нигде не хотел и не умел. Бедная мама его устраивала, но через три дня нашего отца отовсюду выгоняли. Ничего у него не получалось, был ленивым. Так и у меня, кстати. Я не умею работать, умею только выступать, рассказывать, смешить. А вести себя как нормальный человек у меня не получается. С пятилетнего возраста я смешил народ и получал от этого кайф.
«Клоуном я был бы неплохим»
Меня никто из хороших режиссеров никогда не выгонял. В Москву звали, уговаривали долго, много. Звал Марк Захаров в «Ленком». И Андрей Гончаров предлагал сыграть в «Закате» Бабеля. А мне лень было переезжать. Перешел через дорогу - в другой театр: из Малого драматического - в «Комедию» - другое дело. У Льва Додина я репетировал абрамовский «Дом». Он очень жалел, что я ушел в «Комедию», к Фоменко (в 1980 году Петр Фоменко был главным режиссером Театра Комедии). Но все-таки я - актер комедийного направления. И Фоменко - такой режиссер, с которым стоило поработать. Тем более, никуда ехать не надо было. Честно говоря, я мог работать в любом театре. Комик - это такая специальность дефицитная. И в цирк меня звали. Наверное, и клоуном я был бы неплохим. Все данные для этого, включая музыкальные, у меня были. Не захотел переходить в БДТ, потому что там уже работал комик - Николай Трофимов, которого я очень любил.
«Хочу сыграть Паниковского»
Всю жизнь мечтал найти такую роль, как у Чарли Чаплина в «Огнях большого города» или в «Новых временах». Может быть, мне подойдет какой-то чеховский персонаж или гоголевский? Очень хочу сыграть Паниковского в «Золотом теленке». Такой роскошный старик! Я бы, конечно, там кайфовал... Не поверите, но я не люблю чистые комедии, где нет ничего, кроме смеха. Не хочу только смешить публику и позволил себе больше не играть такие роли. Я - грустный клоун. Мне интересно играть судьбу трогательных, с грустинкой людей, хочется пробуждать в людях человеческое. К сожалению, я не сыграл несколько своих ролей – Швейка, Шмагу. В театре первое время боялся, когда в спектакле наступал перелом – трагическая сцена после комической, опасался, что мой имидж комедийного актера навредит, и зритель будет смеяться. Но зря боялся. Затаенный зал во время грустной сцены! Я такой счастливый, когда мне удается не только рассмешить зрителей, но и заставить их взгрустнуть, задуматься, всплакнуть, а потом – взрыв аплодисментов!
«Меня часто выгоняли из приличных мест»
Мама меня три дня рожала. Было столько крика, шума, суеты, поэтому должно было получиться что-то приличное. Однажды меня чуть не выгнали из детского сада. На празднике я сказал: «Спасибо дорогому товарищу Сталину за нашу дорогую жизнь!». Вместо того, чтобы произнести «за наше счастливое детство». Позже меня часто выгоняли из приличных мест - из средней и вечерней школы, из оркестра в армии, даже из театра – сцепился за кулисами с одним артистом. А ему плохо стало.
«Я так кричал, что меня привезли в гинекологическое отделение»
Однажды меня везли в больницу на «скорой». Я так кричал, что меня привезли в гинекологическое отделение. Не верите?! Клянусь!
Как-то ночью я съел огромную коробку грильяжа. Сам не заметил, как это вышло. Понял, что надо выкручиваться. Нарезал черный хлеб маленькими кусочками, точно по размеру конфеты. Мял, лепил, подбирал крошки, потом каждый кусочек заворачивал в бумажку и под конец все сложил обратно в коробку, весь килограмм. Трудился целую ночь. Утром жена с дочкой решили попить чаю. Жалко, не было камеры снять их лица, когда они, развернув фантики, взяли в рот этот хлеб вместо грильяжа! Один, второй, третий...
Обо всем на свете
- Любимая роль в кино у вас есть?
- Начальник станции в «Безымянной звезде». Там моя тема – «маленького человека».
. - Дети вас, наверняка, обожают?
- Я - артист сказочный. Дети ко мне льнут. Всегда. Сразу. Я восемь лет играл Карлсона в Малом драматическом театре. В антракте за кулисами ко мне стояла очередь. Мы уплетали шоколадки.
- Самый трудный этап в жизни?
- Наверное, война, детство.
- Вам бывает грустно?
- Конечно. Особенно с утра. В это время лучше меня не трогать и не звонить мне.
- Слышала, что любите петь?
- Вы себе даже не представляете, как люблю! Мама считала, что я красиво пою, а моя супруга говорит: «Не пой, прекрати». И в театре мне не дают петь в спектаклях.
- Вы всю жизнь прожили с единственной женой?
- Женщины меня любят, не буду скрывать, но жена у меня - одна. Она - актриса театра Додина. Если я полюблю, то это серьезно! Я как приехал из Киева в первый театр – в Камышин, так и женился на ней. Спектакль, в котором мы оба были заняты, нас связал, назывался он «Брак поневоле» по Мольеру. Бронислава, красавица (она и сейчас красивая женщина), играла Доримену, а я – Сганареля. Это пожилой муж, бегает за своей женой, выслеживает ее. Я надевал плешивый парик.
- Всегда ли близким с вами легко?
- О-о-о, наверное, нет. Я - человек настроения. Когда оно хорошее, буду шутить, дурака валять, анекдоты рассказывать. А когда настроение плохое, ухожу в себя.