Школьники от первого до одиннадцатого класса — это маленькие трудоголики с ненормированным рабочим днем. При этом в качестве платы за свой титанический труд в лучшем случае они получают похвалы и грамоты, в худшем — выговоры и угрозы. В школе и за домашними занятиями у них проходит треть жизни. Так на что они ее тратят?
Общественное бытие, как уверял господин Карл Маркс, определяет сознание, а значит, по дальнейшей логике вещей, государственность — образование. В советское время наиболее ценными и востребованными считались технические науки, это объяснялось необходимостью в мощном и резком развитии страны.
Во времена перестройки, в лихие 90-е образование не просто совершенно обесценилось, оно скатилось на нет: в нем по сути не было необходимости, ведь смешно учиться тогда, когда кандидаты наук торгуют сигаретами у метро. А благостные времена высокой цены на нефть и низкого курса доллара довольно продолжительное время насаждали в школах интересы простого потребителя. Помните, как еще почти вчера количество часов, отведенных в школах на изучение иностранных языков, чуть ли не превышало числа уроков русского? Тогда все грезили высшим образованием, которое хотелось получить за рубежом, или, на худой конец, бесконечными путешествиями по миру в отпускные дни. А в старших классах в приоритете еще сегодня уроки, на которых изучают финансы и мировую экономику, хотя уже нет уверенности, что нас везде ждут и нам везде будут рады. Люди планировали жить богато, и им требовались соответствующие знания, теперь их ожидания скорректировала внешнеполитическая ситуация.
Сегодня страна находится не только в финансовом, но и в политическом кризисе: Россия ныне — практически в состоянии «холодной войны». И, как следствие этого, нам просто необходим кризисный управляющий в области образования. Даже не с тем вопросом: где взять на него деньги? А с вопросом: какие предметы будут в приоритете уже сегодня с выходом на завтрашний день?
Конечно, не следует думать, что образование обязано тупо заполнять социальные прорехи, и если, например, сегодня встала задача импортозамещения, значит, завтра вводим в школьную программу курс сельхознаук. Нет, речь идет о концепции.
Скажем, во времена Советского Союза школьная программа имела под собой систематический подход к изучению предметов и предназначалась для выращивания человека думающего и производящего. Нынешние программы построены по принципу калейдоскопа, когда обо всем дается общее представление и науки не столько досконально изучаются, сколько школяры просто с ними ознакамливаются с помощью презентаций и докладов. Но советское образование мы давно потеряли, а сегодняшнее, похоже, становится не слишком актуальным с учетом внешнемировых тенденций.
Так на изучение каких предметов стоит тратить нашим детям треть своего детства и юношества? Уже понятно, что это не иностранные языки, знать которые, конечно, во все времена полезно и приятно, но если жизнь завтра пойдет в том же направлении, в котором следует сегодня, то актуальность владения ими будет не так уж и велика. А математику, физику и химию, изучение которых в советские времена собственно и считалось образованием, рывком поднять удастся вряд ли.
Если уровень знаний по математике еще поддерживается с помощью страшной старухи с косой, на которой крупными буквами написано «обязательный ЕГЭ», то физика и химия как-то плавно съехали в разряд специальных, лишь для тех, кто выберет соответствующие профессии.
И что же останется нам в сухом остатке? Очень хочется верить, что самой важной все-таки станет не «святая троица»: физкультура, ОБЖ и Закон Божий. И вот об этом следует особенно крепко подумать в момент кризиса. Ибо, как говорил Оскар Пешель: «Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». И про фразу эту, которую, кстати, часто приписывают «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку из-за важности и значимости ее, не стоит забывать никогда. А уж особенно, когда нефть стоит ниже 50 рублей за баррель, а доллар - выше 65 рублей за бумажку.