Уже больше года Крым — Крымнаш, и сегодня, после двух российских туристических сезонов, стало особенно заметно, что и проблемы у него тоже стали наши. Раньше, в украинские времена, Крым был ленив и дешев. Украинцы приезжали на машинах, снимали углы, много готовили на хозяйских кухнях еды из продуктов, которые покупали в изобилии на рынках. Дорогие рестораны на набережной были наперечет, зато большим спросом пользовались едальни а-ля советская столовая с ворохом выставленной на прилавки уже готовой еды в поддонах, возлежащим горой заветренным картофельным пюре, нарезанными кусками хлеба, компотом, разлитым по стаканам. Длинные очереди людей с подносами терпеливо ждали, когда на раздаче им что-то положат, что-то разогреют, рассчитают и вручат чек, по которому разрешалось бесплатно посетить туалет и вымыть руки. Сегодня такие столовые очередей не имеют, зато стала широко востребована услуга быстрой еды: тут же готовящихся пицц всех размеров, жарящихся гамбургеров и картошки фри. «Макдоналдс» не работает в Крыму, а никому и не надо: его продукт продается под другими названиями, а за счет того, что овощи в наполнителях местные, еда становится на порядок вкуснее. Россияне не особо стремятся готовить дома и частенько спрашивают с хозяев такую странную для тех услугу, как съем жилья с питанием «полупансион».
Под Россию с ее более изысканным и требовательным вкусом быстро перестроились рестораны. Сыр дорблю и пармезан в каждом меню, на вопрос: «А как же санкции?» — официанты отрешенно улыбаются и говорят, что не интересуются политикой. Появились японские и китайские рестораны, чего в прошлом году не было и в помине, с качественным набором блюд.
Украинских заведений немного — обычно одно на набережную в очередном крымском городе с громким названием: Коктебель, Ялта, Судак (автор проинспектировал все побережье Крыма). Нельзя сказать, что они пустуют: украинцев в Крыму немного, но они есть.
Самолеты в нынешнем году садятся в Симферополе каждый час, при этом стоит отметить, что аэропорт довели до европейского уровня: теперь здесь вместо захудалого туалета, куда вечно стояла нетерпеливая очередь, по последнему слову оборудованная санитарная зона, организован и новый комфортабельный зал ожидания.
Но россияне по-прежнему предпочитают ездить в Крым на машине, причем география таких путешественников очень обширна: от Ханты-Мансийска до Таганрога. В нынешнем году ожидание на переправе не превышало в среднем двадцати минут (за исключением тех дней, когда море штормило). «Россияне на машинах» потребовали от Крыма новых туристических услуг: съема жилья на несколько дней. Эта услуга в Крыму оказалась особенно уязвима: местные привыкли сдавать комнаты на срок не меньше недели, и необходимость каждые два-три дня готовить помещение к новому заселению их тяготит. А уже привычных россиянам хостелов здесь пока нет. Жители России же хотят путешествовать, для них Крым в том числе интересен возможностью переезжать и смотреть многочисленные достопримечательности.
Надо сказать, что такого бума, как в нынешнем году, на «исторические реликвии» Крыма местные жители просто не помнят. В Новом Свете стал платным вход в реликтовую рощу — 100 рублей с человека. Местные объясняют это тем, что пришлось нанимать специальных людей, следить за чистотой и порядком. Раньше такого интереса к этим местам не было. Роща, как и тропа Голицына, действительно находятся в безупречном состоянии: нигде ни соринки. Но еще не пришло в голову по максимуму выжимать все, что можно, из исторического места: например, продавать в гроте, где некогда выдерживался легендарный напиток, шампанское туристам.
В Коктебеле интерес к вулкану Кара-Даг столь огромен, что приходится вызывать дополнительных инструкторов для сопровождения групп. «Мы не ожидали такого наплыва народа! Придется чуточку подождать!» — эта фраза звучит здесь постоянно. Россияне в Коктебеле не только обновили тропу к могиле Волошина, но и теребят местных жителей в поисках тропы Грина, посещают его музей, ходят пешком по Старому Крыму. Впервые за многие годы, как рассказывают местные жители, в Коктебеле вновь вовсю продают свои работы художники. Случилось и совсем невероятное: и на набережной, и по всему городу работает несколько книжных магазинов с разнообразным ассортиментом — от детективов до классической литературы в бумажном переплете. Народ там толпится и не уходит без покупок. Во времена Украины здесь о подобном и не помышляли.
Сельское хозяйство в Крыму по-прежнему держат татары. Они же царствуют и на всех местных рынках. По сравнению с прошлым годом эта категория населения стала намного увереннее в завтрашнем дне. «Притеснений по национальному признаку нет, — говорят они, — хотелось бы чуть больше часов татарского языка в школе, но это, пожалуй, единственное пожелание. Туристов в этом году достаточно, сезон хороший». По их оценкам, туристический поток в Крыму составил этим летом около трех миллионов человек — этого достаточно, чтобы жить и развиваться. Но их чаяния — пять миллионов. Цены на рынках на всю продукцию — от мяса до овощей — московские. Радуются этому только жители столицы: цены такие же, как дома, а качество на порядок выше. Но именно в сельском хозяйстве Крыма имеются самые уязвимые места. Например, нам так и не удалось найти в продаже практически символ Крыма — помидор «бычье сердце». «И не ищите, нет его, — расстроили нас крымские татары, — для сельского хозяйства нам не хватает воды, а он как раз требует огромного ее количества и очень хорошего ухода. Сегодня же все стремятся вырастить что-то неприхотливое и чтобы побыстрее. Так что про «бычье сердце» скорее всего придется забыть». Резко сократилось в Крыму и количество меда, что пчела берет с акаций. «Не верьте, если вас убеждают продавцы, что это именно такой мед, — разъяснял пасечник на рынке, — вся акация осталась на территории Украины, и вывозить пчел теперь туда нельзя: граница. Вообще, мы потеряли много земли с украинской стороны, которую раньше без проблем использовали для вывоза пасек и выпаса скота».
Но тем не менее татары чувствуют себя в силах жить и развиваться. «Мы не интересуемся политикой, дайте нам землю и возможность на ней работать, и мы прокормим Крым», — говорят они. Но пока сюда ежедневно приходят десятки фур с продуктами и гуманитарной помощью. «Обратно они вывозят фрукты, которые им массово продают производители, — жалуются на рынке торговки-посредники, — нам остается мало продукции, отсюда такие высокие цены на овощи и фрукты (персики, сливы — 120 рублей, виноград — 200, помидоры — 60).
Зато Крым в нынешнем году повсеместно стоит в пробках, и местные жители этому несказанно рады. «Чтобы в Крыму делали дороги, такого не было никогда! — говорит они. — Мы даже помыслить не могли о таком счастье!» Главную дорогу, которая соединяет все крымские города, действительно делают днем и ночью, расширяя ее и полностью меняя покрытие. И здесь по-прежнему работает самый большой в Европе парк львов. Животных модно наблюдать в естественной среде обитания, фотографироваться с ними и даже кормить.
Крымнаш, и проблемы у него уже наши, российские. Решать их придется не один год, но главное не потерять тот самый первозданный Крым, с его туристическими маршрутами, конными походами, горным туризмом, возможностью отдыхать с палатками и на машинах. То есть не застроить отелями и не превратить в трехзвездочную Турцию. Как это сделать и притом заставить регион обеспечивать себя и приносить деньги в казну — задача посложнее, чем добиться от мира признания Крыма российским. Потому что как люди будут жить здесь завтра, такая и будет цена у Крымнашего.