Попробуем разобраться в этом феномене. Согласно официальной статистике, по итогам первого квартала 2015 года смертность россиян выросла на 3,7%. Причем по-прежнему чаще умирают «от сердца». В связи с этим Президент России распорядился до 30 июля с.г. проанализировать эту ситуацию и дал ряд поручений. Проведенная межведомственная комиссия при Минздраве России по анализу причин смертности в нашей стране, куда вошли представители Росстата, Минздрава, других федеральных и региональных ведомств, эксперты в области демографии, многое прояснила.
Прокомментировать «зигзаги» смертности в нашей стране специально для «МК» мы попросили руководителя лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России, д.м.н., профессора Мехмана Мамедова.
Молодые все чаще хватаются за сердце
— В разные годы продолжительность жизни в России динамично изменялась, и в целом ее можно охарактеризовать как волнообразное медленное увеличение, — сказал наш эксперт. — В 70–80-х годах XX века средняя продолжительность жизни в нашей стране составляла 68–69 лет. А начиная с 1990 года отмечалось снижение этого показателя до 65 лет. И повторный пик ее увеличения зарегистрирован лишь в 2011 году — 69,4 года. А в это время, по данным Всемирного банка, в развитых странах (США, Япония) продолжительность жизни была соответственно 78,7 и 83,1 года, в развивающихся (в Китае, например) — 75,2 года. Разница налицо. Поэтому не случайно аналитики озабочены ростом смертности населения в России. Причины тут разные: от недостатка качественных лекарств, слабой медицинской помощи и мизерных социальных пособий до неэффективной работы руководителей органов здравоохранения. Можно предположить, что в основе этой тенденции лежат комплексные причины, включая социально-экономические факторы.
— В мире, в том числе и в России, сердечно-сосудистые патологии - главная причина смерти взрослого населения. Сегодня вновь подтверждается этот факт: в нашей стране очень многие умирают от сердечных осложнений. Известно, каких?
— Да, в мире ежегодно от болезней сердца умирает около 17 млн человек, и в первую очередь от осложнений ишемической болезни сердца (ИБС). По уровню смертности от ИБС наша страна занимает одно из лидирующих мест. Около 56% случаев обусловлены осложнениями заболеваний сердечно-сосудистой системы, что в разы больше в сравнении со смертностью при ДТП и при инфекционных заболеваниях.
— Значит, в стране должны предприниматься действенные шаги по оздоровлению сердца россиян. Тем более в Год сердца. Деньги на медицину в последние годы отпускались немалые...
— И деньги отпускались, и шаги предпринимались. Цифры говорят сами за себя. За минувшие 15 лет в стране улучшилась диагностика сердечно-сосудистых заболеваний. Создана система оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению с этой патологией. За последние 8 лет открыты 112 региональных сосудистых центров, 348 первичных сосудистых отделений в 80 субъектах РФ. Во всех 85 субъектах закончено формирование трехуровневой системы оказания помощи сосудистым больным (один центр на 500 тыс. населения). В крупных городах, включая Москву, Краснодар, Кемерово, Пермь, Новосибирск, Санкт-Петербург, Тюмень, организована круглосуточная помощь таким больным. Все это, безусловно, помогло снизить смертность от таких сосудистых катастроф, как инфаркт миокарда и мозговые инсульты.
А что касается бюджетных вливаний в эту сферу, то в последнее время есть ограничения в финансировании высокотехнологичной медицинской помощи. Недостаток средств может быть компенсирован за счет роста объемов такой помощи через систему ОМС.
— Мехман Ниязиевич, справедливо считается: здоровье сердца можно сохранить путем профилактики. И экономически это один из наименее затратных методов. Что надо предпринять в этом плане? Люди-то мрут!
— Хорошо то, что борьба с ССЗ в нашей стране названа приоритетной на ближайшую и долгосрочную перспективу. Восстановлена диспансеризация — в последние два года она проводится по всей стране. Во многих городах открыты центры здоровья, где амбулаторно и бесплатно врачи ведут прием населения, выявляют факторы сердечного риска. Минздрав совместно с группой научных экспертов разработал план мероприятий по сокращению смертности от ишемической болезни сердца. Он включает первичную, вторичную профилактику осложнений ИБС и многое другое. Есть и целевые проекты. Работу надо продолжать.
— Для решения глобальной «сердечной» задачи, наверное, мало усилий одних медработников. Президент, кстати, подчеркивал необходимость объединения усилий медицины, представителей культуры, образования, СМИ, спортивных организаций. Объединили?
— С реализацией этих планов есть ряд трудностей, связанных не только с недостаточным финансированием, но и с неудовлетворительной пропагандой и мотивацией населения к здоровому образу жизни. Не хватает и кадров. Требуется и длительная работа, и эффективный контроль системы здравоохранения. Но я убежден: именно комплексное выполнение этих планов на государственном уровне (даже в условиях умеренного финансирования) может существенно снизить заболеваемость и смертность от болезней сердца. Такой опыт продемонстрировали в Финляндии. В 70-х годах прошлого века в этой стране была высокая смертность от ССЗ. Но благодаря совместным усилиям им удалось до 60% снизить не только сердечно-сосудистые, но и другие социально значимые заболевания.
Но в России смертность, увы, снова начала расти, даже среди лиц трудоспособного возраста. А основные причины — не только сердечно-сосудистые (вклад в смертность — около 30%), но и так называемые внешние причины: травмы, отравления, самоубийства (28,2%). Причем большинство смертей от внешних причин происходит в состоянии алкогольного опьянения.
И среди тех, кто моложе трудоспособного возраста, смертность в последние три года не снижается. Причем молодые люди все чаще умирают «от сердца».
Взгляд на Северный Кавказ
— Мехман Ниязиевич, но почему на Северном Кавказе в последние годы умирать стали значительно реже, чем в среднем по России?
— Действительно, демографические показатели в этом регионе выгодно отличаются от среднестатистических показателей РФ. Если средний возраст смерти от ССЗ по субъектам РФ составляет 71 год, то на Северном Кавказе — 74 года. Еще и прирост населения за последние 10 лет возрос на 11%, тогда как в целом по РФ за это время он уменьшился на 2,2%. Чудес не бывает: все объяснимо. Мониторинг, проведенный в этом регионе, показал: там активно начали проводить первичную профилактику заболеваний, акции по популяризации здорового образа жизни, организовали выезды мобильных бригад в сельскую местность, на месте оказывали людям медицинскую помощь, вплоть до измерения артериального давления. Ведь именно регулярный контроль целевых уровней артериального давления позволяет предупредить такие сосудистые катастрофы, как мозговой инсульт и инфаркт миокарда.
Во всех республиках созданы сосудистые центры.
И, что не менее важно, в союзники они привлекали СМИ. По местным телеканалам демонстрируют сюжеты по профилактике факторов риска. Проект с успехом реализуется в Кабардино-Балкарии. Там по телевизору крутят видеосюжеты о таких патологиях, как инсульт и инфаркт.
— Но мониторинг показал, что «программа диспансеризации там выполнена в среднем на 65%». Много это или мало?
— Это хороший показатель. Диспансеризация позволяет выявить скрытые случаи заболеваний сердца. Именно диспансеризация показала, что очень много необследованных: ССЗ у людей выявлялись в 3,5 раза чаще, чем при их обращении в первичное звено. И высокотехнологичная помощь дошла до Северного Кавказа, как показал мониторинг. Причем пациенты имеют возможность выбора: лечиться на месте или обращаться в центральные федеральные клиники Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
— Неужели в северокавказских республиках нет проблем даже с лекарствами? Верится с трудом...
— Конечно, не все идеально. Главной проблемой оказания экстренной помощи населению Северного Кавказа остается проведение тромболизиса. На догоспитальном этапе службы скорой помощи проводят его лишь в 5% случаев. Это обусловлено в том числе и дороговизной лекарств. Да и в стационарах это процедура проводится не более чем в 15% случаев. Лекарственное обеспечение пациентов в этом регионе - серьезная проблема. Вопрос ждет своего решения. А вот укомплектованность здешних клиник врачами-кардиологами у многих руководителей медучреждений России вызовет зависть: этот показатель составляет от 90 до 100%.
Но... Ведущие эксперты сходятся во мнении: одних только медицинских способов влияния на уровень смертности и сохранение здоровья населения России недостаточно. К этой работе нужно привлекать спортивные учреждения, СМИ — вести активную пропаганду культа здоровья, здорового образа жизни.
Официально
Как пояснили в Минздраве РФ, проведенный демографический анализ показал: в связи с увеличением продолжительности жизни в России, количество граждан в старших возрастных группах выросло с 20,5% в 2006 году до 22,3% в 2011-м и до 23,5% в 2014 году. Это и приводит к увеличению общего количества умерших в нашей стране. Наибольший вклад в общую смертность приходится на лиц пожилого возраста: в 2006 году он составлял 67,3%, в 2011-м — 71,4%, в 2014 году — уже 73,2%. Также и увеличение числа россиян трудоспособного возраста определяет тенденцию к росту общей смертности в стране.