Сейчас оплата большинства услуг ЖКХ осуществляется по общей квитанции, в которой есть разбивка по отдельным позициям: за тепло, воду, капремонт, антенну и так далее. При этом между конечным потребителем и поставщиком стоит посредник — управляющая компания, иногда «забывающая» перечислять деньги по назначению. По данным Росстата, в России задолженность за услуги ЖКХ на начало лета 2015 года превысила триллион рублей. За год эта сумма выросла на 15%. Основные долги приходятся за теплоснабжение — порядка 70%. Один из самых распространенных примеров мошеннических схем — это банкротство управляющей компании вместе с деньгами жильцов. Это в свою очередь порождает долги генерирующих компаний перед поставщиками за газ или мазут.
Бороться с этой проблемой власти пытались по-разному, но, как правило, безуспешно. В Анапе придумали интересную схему, по которой жители оплачивают квитанцию, а деньги автоматически отправляются по месту назначения — поставщикам услуг. Управляющие компании физически не могут распоряжаться своими средствами на содержание дома до тех пор, пока не будут перечислены деньги ресурсоснабжающим организациям.
По сути дела, законопроект Минстроя исключает посредников из цепочки коммунальных платежей. Добросовестным УК, как ни странно, это выгодно, поскольку собираемость не может быть стопроцентной, а по существующей системе управляющая организация обязана сама компенсировать поставщику ресурсов долги недисциплинированных жителей. Поэтому компании вынуждены закрывать дыры за счет денег, поступающих, например, на содержание дома. Значит, качество обслуживания падает. После принятия документа такая ситуация будет исключена, так как ресурсники должны будут сами разбираться с должниками.
«Я пробивала эту схему почти десять лет, — говорит председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Галина Хованская. — Но раньше в правительстве понимания по этому вопросу не было. Сейчас глава Минстроя Михаил Мень поддержал наше предложение. Если общее собрание собственников жилья примет решение о переходе на новую систему, то прямой договор будет заключаться между ресурсоснабжающей организацией и лицом, действующим как законный представитель потребителей. Никто же не удивляется, почему мы платим за электричество или телефон по отдельной квитанции. Так будет и с другими услугами. Уверена, это сразу повысит не только платежную дисциплину, но и качество услуг, активизирует работу с должниками. Впрочем, если собственников жилья устраивает работа управляющей компании, то в принципе можно оставить все как есть сейчас».
Как ожидается, в Госдуму этот законопроект поступит в начале осени и до конца года, скорее всего, будет принят.