«СП-2015» начал свою работу 11 апреля. Тогда ледяное поле, на котором устроили дрейфующую станцию, находилось всего в 7 километрах от географического Северного полюса. С тех пор 4 месяца она находилась в автономном дрейфе, но теперь этому высокоширотному путешествию пришел конец.
— Первоначально группы ученых и специалистов экспедиции станции «Северный полюс-2015» предполагали проведение исследований до конца сентября 2015 года, — рассказывает начальник Управления внешних коммуникаций ФГУП «Росморпорт» Жанна Терехова. — Однако интенсивные процессы таяния льдов, начавшиеся более чем на месяц ранее среднеклиматических сроков, активизировали разрушение ледяного поля, на котором располагается станция. Плачевное состояние этой льдины могло не только препятствовать проведению научно-исследовательских работ, но и ставило под угрозу безопасность 17 участников экспедиции. Поэтому для выполнения задачи по их эвакуации 5 августа из морского порта Мурманск вышел ледокол «Росморпорта» «Капитан Драницын». Проведение операции по снятию станции проводится при непосредственном участии руководителя Экспедиционного центра Русского географического общества Александра Орлова, а также совместно с научными работниками Института Арктики и Антарктики...
Арктический эвакуатор был в пути шесть суток, преодолев в том числе среди льдов более 400 километров. В ночь с воскресенья на понедельник он достиг цели. В это время дрейфующая станция находилась в районе с координатами 86 градусов северной широты и 8 градусов западной долготы. Пока ледокол спешил на помощь, полярники готовили свой лагерь к предстоящему переезду. Сама процедура переправки полярников и их хозяйства с льдины на борт ледокола длилась около суток. Эту и так непростую операцию еще усложнил туман, опустившийся над местом дрейфа.
Для выполнения непосредственно эвакуации со льдины был задействован вертолет МЧС Ка-32, размещенный на борту «Драницына». С его помощью из ледового лагеря были эвакуированы все 17 полярников и свыше 40 тонн различного оборудования, материалов, разобранных жилых модулей. В том числе вывозятся на утилизацию и бытовые отходы, накопившиеся за время экспедиции. Покидаемая людьми льдина прибрана, приведена в надлежащее экологически чистое состояние.
— 11 августа в 19 часов «Капитан Драницын» начал движение в сторону Мурманска, — рассказала Жанна Терехова. — Торжественная встреча участников полярной арктической экспедиции планируется в этом порту на 16 августа.
Эвакуационные работы на дрейфующих станциях проводились уже многократно. Первый такой опыт был произведен еще в 1938-м, когда специально высланные ледоколы «Таймыр» и «Мурман» добрались до тающего ледяного поля, на котором дрейфовали папанинцы — участники экспедиции «Северный полюс-1». Тогда четверка отважных полярников и их немудреный багаж переправили на борт прямо по льду.
В отличие от нынешней спасательной операции случались и такие, которые проходили в крайне экстремальных условиях. Одна из них — в 2004 году, когда пришлось срочно эвакуировать с расколовшейся льдины участников экспедиции «СП-32». В связи с возникшей опасной ледовой обстановкой, угрожающей жизни людей, пришлось действовать только при помощи авиации. С Большой земли через Шпицберген в район станции вылетела пара вертолетов: разведочный Ми-8 и тяжелый Ми-26. Этот гигант не мог садиться на «обветшавшую» льдину и вынужден был зависнуть низко над ней. В таких условиях на осуществление погрузки в вертолет оставалось очень мало времени. В результате были эвакуированы все 12 полярников, их две собаки и только около тонны оборудования и снаряжения, остальное (в том числе и небольшой гусеничный трактор) пришлось оставить в качестве подарка Нептуну.