МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Почему многие поправки в ПДД оказались на деле невыполнимыми

Чья дочь авария

Конец июля и начало августа оказались урожайными на различные инициативы властей предержащих, связанные со снижением аварийности и соблюдением ПДД. Да вот беда — большинство даже, казалось бы, разумных предложений на деле невыполнимы. Впрочем, судите сами...

Фото: Владимир Чистяков

Мимо кассы

Как уже сообщал «МК», московские власти до конца года превратят планшетные компьютеры ГИБДД в терминалы по оплате штрафов. Вот только оплачивать будет нечего. Напомним, что на днях столичный Департамент информационных технологий отрапортовал, что вот-вот оснастит планшеты инспекторов ДПС так, что попавшийся на нарушении ПДД водитель сможет с помощью своей банковской карты оплатить штраф на месте (а на руках у московских патрульных ДПС до начала года будет находиться около 2000 служебных планшетных компьютеров). Через них полицейский всегда сможет проверить водителя и машину по базам розыска и учета, оформить ДТП, составить протокол или постановление по факту нарушения ПДД. И, как выясняется, принять оплату штрафа — с кредитки нарушителя. Последняя из названных функций, согласно анонсам чиновников, вводится потому, что с 1 января 2016 года вступит в силу 50-процентная скидка на сумму штрафа. Ее можно будет получить в случае его оплаты в течение 20 дней с момента оформления постановления.

В этом свете превращение полицейского гаджета в терминал оплаты выглядит очень даже здраво. Но на практике эта функция просто не будет никому нужна. Ведь скидка станет распространяться на штрафы за очень немногие виды правонарушений. Самое массовое нарушение ПДД в Москве — превышение скорости на 20–40 км/ч (500 рублей штрафа). Но тут скидки не полагается — она действует лишь при суммах штрафа более 500 рублей. Да и вообще в столице «за скорость», «за выделенку» и т.п. штрафуют с помощью автоматической фотовидеофиксации. Живые сотрудники ГИБДД только «письма счастья» в тиши кабинетной изготавливают. То есть за эти правонарушения скидку с помощью полицейского планшета не получишь.

Но и при злостных нарушениях ПДД скидка на штраф не положена. А именно их «пасут» живые сотрудники ДПС на улицах города. То есть в случае «пьянки за рулем», выезда на встречку, проезда перекрестка на красный и прочих подобных правонарушениях функция «терминал оплаты штрафа» в полицейском планшете будет совершенно бесполезна. Фактически «стрясти» штрафные деньги на месте полицейские смогут лишь... с московских пешеходов! Да и то лишь иногда, в ходе очередного рейда «Осторожно — пешеход!», «Пешеход на переход!» или иного ведомственного обострения с похожим названием. Ведь в нормальной жизни нормальный сотрудник ГИБДД замечает нарушения пешеходом правил только когда «пешик» попадает под колеса машины.

Широкой публике неизвестно, сколько денег власти собираются потратить на оснащение полицейских планшетников терминальными функциями. Зато уже сейчас понятно, что эта сумма из бюджета будет потрачена практически впустую. Хотя нет, не совсем: лишняя бюджетная копеечка очень пригодится тем, кто ее осваивает в ходе этого проекта.

Фото: Владимир Чистяков

Дорога в тюрьму

Руководителей дорожных служб хотят сажать на пять лет за ДТП с погибшими, произошедшие из-за плохих дорог. В случае принятия подобного закона под угрозой отсидки в тюрьме окажутся все, кто отвечает за региональные дороги.

Зампред комитета по транспорту Михаил Брячак предложил ввести уголовную ответственность для дорожников, если из-за состояния дороги в ДТП погибли люди.

— После ДТП со смертельным исходом наказание должно составлять до 3–5 лет лишения свободы. Если нарушения выявили контрольные службы или общественность, то для должностных лиц должна быть предусмотрена административная ответственность: штрафы и отстранение от должности. На сегодняшний день есть масса обращений по поводу несвоевременного и неполного исполнения технологических процессов обслуживания дорог. Это и расчистка, и посыпка, и своевременное устранение заносов и повреждений дорожного покрытия. Все это ведет к серьезным дорожным происшествиям, — заявил депутат.

И обещал внести свой законопроект на рассмотрение коллег в течение осенней сессии. С точки зрения здравого смысла все правильно: из-за кого авария произошла, тот и виновник смерти в ДТП. На фоне того, что, по статистике ГИБДД, за первое полугодие 2015-го почти половине аварий на российских дорогах, в которых пострадали люди, «сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети», инициатива выглядит вполне здравой. Но не все так просто. Большинство из «сопутствующих ДТП условий» приходится на дороги регионального и муниципального калибра. Это ремонт и содержание федеральных трасс сейчас финансируется на 100% из денег от бензиновых акцизов. А с местными дорогами все совсем не так. Статистика утверждает, что на них выделяется лишь 13% от необходимого. Основной источник финансирования тут транспортный налог. Но во многих регионах местные власти тратят эти деньги не на дороги, а на всякие прочие статьи своих бюджетов. В частности, из-за этого, по данным гендиректора «Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами» Игоря Старыгина, в 2014 году денег хватило на ремонт (о реконструкции и речи не идет) лишь 2% из 500000 километров региональных трасс. То есть региональные дороги фактически могут чиниться у нас не чаще, чем раз в 50 лет. Местные прокуратуры и ГИБДД не дремлют и исправно выдают дорожным службам предписания устранить ту или иную неприятность на трассах. А денег на их выполнение толком и нет.

— В субъектах сложно отыскать ответственного дорожника, против которого прокуратура или ГИБДД не заводили бы административное производство, — уверен Старыгин. — А если в таких условиях ввести еще и уголовную ответственность дорожных начальников, то в течение года все они (по всей стране) либо окажутся на нарах, либо поувольняются поголовно — от греха подальше...

…И вряд ли Михаил Брячак, целый зампред комитета Госдумы по транспорту, не в курсе ситуации с финансированием дорог и прочих смежных нюансов. Что приводит нас к выводу о затосковавшем по вниманию прессы депутате. Ведь выборы в Госдуму не за горами уже!

Береги поезд

А вот идею радикального ужесточения наказания за выезд на железнодорожный переезд, которую уже поддержали в Госдуме, РЖД и Минтрансе, можно назвать вполне разумной. Эта инициатива стала реакцией на недавнее ДТП в Белгородской области, в результате которого выехавший на рельсы грузовик столкнулся с поездом.

Напомним, что 31 июля на железнодорожном переезде в Прохоровке пассажирский поезд столкнулся с выехавшим на железнодорожное полотно «КамАЗом». В результате под откос ушли первые шесть вагонов состава, пострадали 11 человек. По предварительной версии, виновником ДТП является водитель грузовика, пытавшийся проскочить переезд на красный сигнал.

И по следам аварии зам.губернатора Белгородской области Валерий Сергачев предложил депутатам областной думы выйти на депутатов Госдумы с инициативой ужесточения наказания за нарушение правил проезда железнодорожных переездов по аналогии с пересечением двойной сплошной или ездой в нетрезвом виде — и количество нарушений, считает он, сократится...

Пока же за пересечение переезда на красный свет предусмотрен штраф в размере 1000 рублей или лишение прав на срок до полугода. При повторном нарушении следует безальтернативное лишение прав на срок до года. Таким образом, действующий штраф может быть увеличен с 1000 до 5000 рублей, а срок лишения прав — с полугода до полутора лет.

В свою очередь, чтобы «автоматизировать процесс контроля за соблюдением правила пересечения переездов и обеспечить неотвратимость наказания», в РЖД планируют увеличить количество камер, автоматически высылающих штрафы: сейчас они установлены всего на 300 переездах. Согласно статистике, в результате установки комплексов фиксации на переезде число происшествий обычно сокращается в два раза.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах