Во-первых, речь идет не о всех пенсионерах, а только о работающих. Логика в этом есть. Люди продолжают трудиться, предприятие, соответственно, делает пенсионные отчисления, значит, и сумма выплаты должна повыситься. Аргументация непоколебимая, если только не вспоминать, что пару-тройку месяцев назад с не меньшей убежденностью утверждали, что пенсия выплачивается тем, кто работать уже не может, и поэтому можно получать либо одно — заработную плату, либо другое — пенсию.
Во-вторых, не без ноток гордости сообщили, что увеличение будет индивидуальным. Иными словами, в соответствии с уровнем заработков, трудового стажа и продолжительности нахождения на пенсии, а не как раньше — индексация на одну и ту же величину всем без разбора. И в этом тоже есть логика. Вроде бы все справедливо, заработал — получи. Но дело-то в том, что инфляция для всех категорий, включая младенцев и глубоких стариков, одинакова. К слову, и рассуждения относительно размеров «весенней» индексации, которая ежегодно проводится «для всех», кажутся неуместными. Естественно, индексировать надо «по факту». То есть в соответствии с ценниками в магазинах, по которым товары реально приобретаются, а не ориентируясь на «расчетные» или «прогнозируемые» величины.
Но, наверное, довольно общих рассуждений. Лучше поинтересуемся, на что же конкретно могут рассчитывать счастливчики. Оказалось, что радикальное улучшение материального благосостояния им тоже не грозит. Бесстрастные цифры дают вполне определенный ответ — максимально можно получить прибавку в 3 балла, а стоимость одного балла в текущем году 71 рубль и еще 41 копейка! Перемножив одно на другое, получим 214 рублей 23 копейки. Пара пакетов молока, хлеб или несколько шоколадок внукам… Что же, научимся радоваться и малому.
Пенсионная тема будет неполной, если не остановиться на полемике о возрасте выхода на заслуженный отдых. Сторонники повышения пенсионного возраста ссылались и на увеличение продолжительности жизни, и на тенденцию, наблюдаемую во всех развитых странах, и на напряженность бюджета и Пенсионного фонда. Голоса противников, робко замечавших, что полностью отдаться работе на дачном участке удастся всего пару-тройку лет, что на пресловутом Западе и заработки другие, и пенсия не в пример нашей, и здоровье, несмотря на поздний выход на пенсию, покрепче, утонули в хоре сторонников перемен. Их было больше, а главное, у них были мандаты, позволяющие принять решение. Как и подобает радетелям за благо народное, начали с себя. С 1 января 2016 года государственные чиновники будут трудиться до 65 лет, не получая пенсию и подавая пример остальным.
Пример, может быть, и убедительный. Вот только условия и характер труда, общий уровень доходов, социальный пакет, включающий медицинское и санаторно-курортное обслуживание, а также последующее пенсионное обеспечение по сравнению с теми, кто работает в полях и у станков, заставляют усомниться в особой жертвенности такого решения.