В том, что ИГИЛ представляет угрозу для безопасности страны, уверены всего 13% россиян. Это официальные данные ВЦИОМ, которые приводит Общественная палата РФ. То есть для 87% «Исламское государство» с массовыми убийствами и официально провозглашенным рабством - это где-то очень далеко и совсем не страшно.
«По сведениям из последнего доклада ООН сегодня ИГИЛ — это 190 кв. километров площади, 8 миллионов человек активистов, из которых 200 тысяч — вооруженные боевики», - рассказывает первый вице-президент «Российского фонда мира» Елена Сутормина.
Из этих восьми миллионов выходцев из России всего две тысячи (из заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на саммите ШОС). Вроде бы капля в море. Но каждый день ИГИЛ проводит глобальную пропаганду на 24 языках мира. И Россия по охвату этой пропаганды на третьем месте. Причем промывку мозгов радикалы наладили настолько талантливо, что позавидуют любые официальные политпиарщики.
«Они активно давят на психологию молодежи, снимают пропагандистские фильмы и распространяют их в Интернете, причем музыку к этим фильмам для них пишет известный немецкий композитор!, - негодует Сутормина. - Плюс социальные сети: изучают профиль каждого, кого собираются взять в оборот, просматривают фото, копят информацию об увлечениях, моделях поведения жертвы».
Почти половина из тех, кого вербуют террористы — это молодые девушки, в том числе и несовершеннолетние. Их психологи условно разделили на две группы. Первая — барышни из глубинки. Малообеспеченные и всю жизнь мечтающие вырваться из родного захолустья. Вербовщик появляется в образе принца на белом коне. Обещает увезти и подарить новую жизнь. Правда, для этого надо принять ислам, а новая жизнь будет далековато: на Ближнем Востоке. Но барышня верит и напрочь теряет голову. Более того, по словам психологов, у таких девушек рисуется весьма странный образ верного мужа: если он готов насмерть биться за веру, то и в семье будет надежной опорой и защитой.
Вторая группа — юные леди из крупных городов, студентки престижных вузов. У таких есть и деньги, и внимание противоположного пола. Хочется одного — независимости и свершений. А тут такая возможность: стать не то солдатом Джейн, не то Ларой Крофт.
При этом, как заявляют представители спецслужб, сегодня сформировалась еще одна группа риска. Сегодня ИГИЛу нужны мозги. Поэтому террористы запускают свои щупальца в ведущие российские вузы в поисках лучших кадров.
"ИГИЛу нужны высококлассные специалисты: в первую очередь военные эксперты, нефтяники, лингвисты-переводчики, врачи,- говорит председатель научно-консультативного совета Антитеррористического центра СНГ Марианна Кочубей. - Вспомните, ведь у Варвары Карауловой в арсенале пять иностранных языков, вряд ли она готовилась на роль исламской жены". А еще новоиспеченному «государству» как воздух нужен штат сельскохозяйственников. Шутка ли — почти 200 тысяч кв. километров сплошных пустынь да барханов...И где гарантия, что молодые агрономы и зоотехники, не найдя работу в развалившемся отечественном агропроме, не подадутся с горя на Ближний Восток?
«В Интернете существует целая доска объявлений, наподобие привычных для нас всех порталов с поиском работы», - рассказывает Марианна Кочубей, - «Только там вывешиваются вакансии на Ближнем Востоке».
При этом чаще всего родители узнают о том, что их чадо сменило веру и укатило на войну, уже по факту. А узнав, начинают метаться в ужасе по полицейским кабинетам.
«Сегодня испуганные родители, чьи дети пропали без вести, попросту не знают, куда обратиться», - говорит председатель научно-консультативного совета Антитеррористического центра стран-участников СНГ Марианна Кочубей, - "Горячая линия при ОП РФ, которая будет запущена с 1 августа, выполнит свою главную функцию - улавливать каждый тревожный звонок от семьи, в которой произошла беда».
Позвонив туда, родитель в первую очередь получит помощь опытного психолога. А тем временем данные о пропавшем отправят по полицейским каналам в ФСБ и национальное бюро Интерпола. А если надо, и в центральное - в Лионе. Если же на звонок родственники не решаются, можно будет просто заполнить онлайн форму на сайте Палаты. Дальнейшая схема действия силовиков будет та же. В будущем планируется, что такие же линии запустят в общественной палате каждого региона страны.
Также в ближайшее время планируется внедрить в школы и вузы курсы лекций по психологии и противодействию терроризму. В идеале такой курс превратится в полноценный учебный предмет.
«Это должен быть практикум, где дети будут узнавать, как работает наш мозг, как можно влиять на психику и как с этим бороться. Мы ведь все знаем, как бороться с гриппом, так почему же у нас до сих пор нет знаний о психологической гигиене?» - пояснил «МК» декан факультета психологии МГУ им. Ломоносова Юрий Зинченко.
Более того, в планах авторов программы создание таких же курсов по психологии противодействия пропаганде, но уже для педагогов и родителей.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Как определить, что ваш ребенок мог стать объектом вербовки ИГИЛ:
1. Непривычная лексика — в речи ребенка появились новые слова, не свойственные вашей семье
2. Новые друзья — чаще взрослые, не соответствующие привычному кругу общения
3. Изменение поведения — смена общительности на замкнутость и наоборот
4. Резкое возрастание интереса к религии или изменение религиозных взглядов, свойственных семье
5. Ребенок закрыл доступ к своему компьютеру или мобильному телефону паролем
6. Непонятно откуда взявшийся интерес к изучению истории арабского мира или арабского языка