Что мы знали о Плутоне до этого полета? Что это один из крупнейших астероидов пояса Койпера, поверхность которого была покрыта льдом, который соперничал по размерам с астероидом Эрида. Что у него было три спутника — Харон, Гидра и Никта...
Что мы знаем теперь? Плутон закрепил первенство — он оказался примерно на 30 километров больше в диаметре, чем Эрида: 2370 км против 2336 км, у него не три, а целых пять спутников (в 2011-2012 годах были открыты Кербер и Стикс) и на Плутоне есть метан. Камеры «Новых горизонтов» передали на Землю снимки загадочного затемнения в 3 тысячи километров, которое тянется в районе экватора и белое «сердце» Плутона. К повышенной пятнистости добавилось еще одно качество этой малой планеты — оказывается она имеет такой же красноватый оттенок, как и Марс.
Ну а теперь о самом трогательном. На борту станции New Horizons находится капсула с унцией праха американского астронома Клайда Томбо (1906-1997), которому принадлежит честь открытия Плутона в 1930 году. Сын бедного фермера, Клайд в возрасте 12 лет впервые посмотрел в астрономическую трубу на Луну – и на всю жизнь «заболел» астрономией. Несмотря на то, что он не мог получить образования из-за отсутствия у родителей денег, он изучал астрономию самоучкой. Даже телескоп он сделал себе самостоятельно. Энтузиазм молодого человека был оценен – и его зачислили в Лоуэлловскую обсерваторию лаборантом-фотографом.
В феврале 1930 года, анализируя фотоснимки, Клайд Томбо обнаружил вблизи звезды дельты Близнецов движущийся объект – это был Плутон. Астроному было тогда всего 24 года!
Помимо частицы праха открывателя карликовой планеты на борту New Horizons мимо Плутона проплывет диск с именами более чем 434 тысячами людей, участвовавших в акции НАСА Send Your Name to Pluto («Отправь своё имя на Плутон»), посвященная штату Флорида монета, флаг США, и, - на всякий случай, - послание к инопланетянам.
К сожалению, среди россиян нет первооткрывателей планет Солнечной системы. Зато «МК» нашел ученого, который в 60-х годах первым доказал, что Юпитер — не ледяная, а газовая планета. Это доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Валерий ТРУБИЦЫН.
- В мои выводы поначалу мало кто верил. Ведь очень долгое время все считали, что все планеты Солнечной системы твердые: либо каменные, как Меркурий, Венера, Земля и Марс, либо ледяные, как планеты-гиганты. К последним относится и Юпитер. Однако мне впервые удалось показать, что внутри Юпитера температура +20 тысяч (!) градусов. Затем я сопоставил температуру и давление планеты с рассчитанными мною свойствами твердого водорода и гелия, и оказалось, что водород при таком давлении оказывается в состоянии металла, а высокая температура превращает его в металлизированную плазму.
- Ваше достижение где-то записано?
- Оно записано... на имя американского астронома Хаббарда, который в течение года работал с нами по уточнению моделей Юпитера в качестве стажера. А затем почему-то журналисты и ряд ученых в США стали писать, что наибольший вклад в развитие представлений о Юпитере сделан Хаббардом. При случае в своих заграничных поездках я напоминаю коллегам, кому на самом деле принадлежит открытие.
- Вы бы завещали отправить свой прах на Юпитер?
- А зачем? Кроме символичности, в этом нет никакого смысла. Если для отправки информационной составляющей инопланетянам... Думаю, ДНК нужных им людей они уже давно скопировали и, если надо будет, смогут клонировать любого из нас.