Именно заботой об инвалидах объясняется законодательная инициатива депутата от «ЕР» Владимира Крупенникова. Она предполагает маленькое, но далеко не самое безобидное изменение в закон «О безопасности дорожного движения». Речь идет о его статье 26, где говорится, что до экзаменов на получение водительского удостоверения в органах ГИБДД допускаются лишь граждане, «прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение». То есть те, кто прошел утвержденный соответствующими ведомствами курс обучения в лицензированной автошколе. Программа, как известно, включает изучение ПДД и получение базовых навыков езды на авто с дипломированным инструктором.
Однако депутат Крупенников предлагает внести в эту статью специальную оговорку, касающуюся инвалидов, желающих получить права для езды на машине с ручным управлением. «Для инвалидов, которым требуется установка ручного управления автомобилем... допускается самостоятельная подготовка к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ профессионального обучения», говорится в законопроекте. То есть для инвалидов этой категории фактически предлагается ввести самоподготовку к экзаменам в ГИБДД и вернуть сдачу на права экстерном.
Напомним, что около года назад экстернат при сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения благополучно почил в бозе, ибо на практике он представлял собой лазейку для «торговли» водительскими удостоверениями.
Теперь же экстернат планируется возродить под предлогом помощи людям с ограниченными возможностями.
Понятное дело: инвалиду пройти стандартное обучение в автошколе крайне тяжело. Для начала придется поискать такое заведение, где имеется учебная машина с ручным управлением. А потом каким-то образом регулярно посещать занятия. Провернуть подобное в нашей стране для маломобильного человека — своеобразный подвиг. Однако разрешать инвалидам самостоятельно готовиться к экзаменам — тоже не выход.
С теоретической частью проблем, понятное дело, не возникнет. Осилить этот курс по силам любому, кто смог хотя бы 8 классов окончить. Но как автор законопроекта видит «самоподготовку» по практическому вождению? Моторные навыки и рефлексы водителя, сидя перед монитором, не наработаешь. Без практики тут не обойтись. Похоже, что депутата Крупенникова данное обстоятельство не смущает. Остается надеяться, что его коллеги по законотворческому процессу сумеют донести до него мысль, что неумелый инвалид за рулем на дороге так же опасен, как и полностью здоровый новичок с купленными правами.