15 июня депутаты Госдумы обратились в Конституционный суд за разъяснениями: должны ли решения ЕСПЧ исполняться, если они противоречат Конституции РФ и позициям самого Конституционного суда.
Разъяснения понадобились в связи с тем, что ЕСПЧ обязал российские власти выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 1,8 млрд евро, признав нарушенным их право на справедливое и публичное разбирательство в разумный срок.
Но 1,8 млрд — слишком большая сумма. Провозгласить верховенство решений Конституционного суда РФ над решениями ЕСПЧ юридически обосновывает отказ ее выплачивать.
Если такое верховенство будет провозглашено — а скорее всего так и случится, — «Матери Беслана» окажутся в одной лодке с акционерами ЮКОСа. В Конституционный суд они обращались в 2009 году, и он отказал. Но решение ЕСПЧ о том, что они правы, а не право государство, у них останется.
Эпоха отрыва — наверно, так потом будут называть историки нынешнее время.
Россия отрывается от запада и от того мирового порядка, который был установлен после Второй мировой войны. Рвет связывающие нити, распарывает швы.
Европейский суд по правам человека — один из швов. Россия отказывается выполнять решения, и отрыв расширяется еще больше. Только и всего.
Наша судебная система не дает надежды на справедливость. Но за ее несправедливости раньше можно было получить компенсацию через ЕСПЧ — и материальную, и моральную.
В отрыве от мирового порядка материальную компенсацию уже не получишь. Только моральную. Ну хоть так.
По крайне мере «Матери Беслана» смогут доставать из комода решение ЕСПЧ и перечитывать, если захочется.
А если отрыв расширится настолько, что россиянам уже законодательно будет запрещено даже обращаться в ЕСПЧ, жертвы нашей судебной системы начнут завидовать «Матерям Беслана» и акционерам ЮКОСа.
«У них по крайней мере есть красивая бумага, — будут говорить жертвы несправедливости. — Настоящий документ из европейского какого-то суда, где написано, что они правы, а не право государство. А у нас-то и этого нет».