МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Экс-юрист ЮКОСа: что грозит российским активам на Западе

Бельгия и Франция приступили к исполнению решения третейского суда в Гааге

Российские учреждения в Бельгии получили уведомление от местных судебных приставов о подготовке к аресту их имущества в связи с иском экс-акционеров компании ЮКОС. Меры не коснулись российских дипломатических представительств. В то же время СМИ сообщили, что к исполнению решения по делу компании также приступили судебные приставы Франции. Их действия привели к замораживанию счетов некоторых российских компаний.

Фото: Алексей Меринов

Как сообщается в документах бельгийских приставов, арест российских активов возможен на базе решения арбитражного суда страны от 18 июля 2014 года по иску Yukos Universal Limited на сумму в 1,6 млрд евро. Очевидно, что властями Бельгии начато исполнение решения третейского суда в Гааге, который в 2014 году потребовал от России выплатить бывшим акционерам ЮКОСА более $50 млрд. При этом приставы указали в направленном российским организациям документе, что истец потребовал таких мер в связи со своими опасениями, что полагающаяся ему сумма не будет выплачена российской стороной, которая неоднократно заявляла о своем отказе выполнять судебные решения по этому делу.

«Дальше события будут развиваться просто, — поясняет «МК» бывший начальник правового управления НК ЮКОС Дмитрий ГОЛОЛОБОВ. — Они направили запрос 47 организациям, спросили, есть ли у них государственные активы. Это естественно. Вывесили список, запросили: «Пожалуйста, ответьте, есть ли у вас государственные активы РФ, если есть, покрыты ли они иммунитетом». И когда они получат ответ, тогда они будут принимать решение. Компании, в свою очередь, ответят, либо они — государственные структуры и покрыты иммунитетом, либо они частные структуры и к государству отношения не имеют. Все, что будет в сухом остатке, то есть все, что потенциально используется Россией без покрытия госиммунитетом для коммерческих целей, будет арестовано. И по поводу этого, очевидно, будут какие-то судебные разбирательства. Я не думаю, что там есть какой-то момент агрессии и что завтра, послезавтра или через месяц что-то продадут. В любом случае, пока определят то, что не попадает под исключение из госиммунитета и что не принадлежит другим лицам, пройдет значительное время».

Тем временем французские судебные приставы уже приступили к взысканию по делу ЮКОСа в связи с решением гаагского суда. В некоторых документах, которые были направлены российским учреждениям во Франции, говорится об аресте средств на банковских счетах.

«Процедура в разных странах будет приблизительно такая же, хотя она по-разному структурирована, — рассказывает «МК» Дмитрий Гололобов. — Она может носить разные названия, но в любом случае она не связана с тем, что деятельность кого-то останавливают, что там кого-то завтра продадут... Будет выяснение. Процесс уже запущен во Франции, в Германии, в Британии, в США. Естественно, придется тратить деньги, отбиваться. Может, что-то продадут. Естественно, речь не идет о каких-то миллиардах, но тем не менее РФ следует знать, что это результат замалчивания того, что это не решалось раньше… Это хроническая болезнь, которая будет длиться долго».

В то же время в разговоре с «МК» Гололобов пояснил, стоит ли ждать принудительного исполнения не имеющего прямого отношения к данной истории решения Страсбургского суда по делу ЮКОСа, присудившего Россию к выплате 1,86 млрд евро экс-акционерам: «Решение ЕСПЧ исполняется странами-членами, участниками конвенции исключительно добровольно. Если она не исполняется, на них пишут жалобу в комитет Совета Европы. Комитет начинает писать письма и всячески государству грозить пальцем. Максимальное наказание — исключение из Совета Европы, но никто этого делать не будет, потому что это политический вопрос, не связанный с исполнением конкретного решения. Там масса неисполненных решений разными странами. И Британия кое-что не исполняет. По поводу Европейского суда беспокоиться не стоит, по нему ничего арестовывать не будут. Единственное, будут писать бумажки и грозить пальцем. Это конвенция. Нельзя арестовать что-то по решению Европейского суда, это основа всех его решений. Государство исполняет эти решения добровольно, в том порядке, который считает нужным».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах