Они берут экзаменационные бланки ГИА и ЕГЭ и уходят с ними в мир иной. И мы молчим им вслед. А должны кричать. Криком.
Конечно, можно себя уговорить. Детей, покончивших с собой из-за ГИА и ЕГЭ, — считаные единицы, и причина не в том, что экзамен невозможной сложности или детей плохо учат, а просто вот такие они, сегодняшние подростки: нервные, слабовольные, не готовые к испытаниям, с обесцененным компьютерными играми и боевиками восприятием смерти. Можно отбросить эту информацию: «Дети разные!»; можно утешить себя: «Мой не такой, нас это не коснется». Причем «это» не расшифровывать, не называть своим именем даже мысленно, ибо страшно. Можно сказать себе и окружающим: «Виноваты родители — не было контакта с ребенком; виновата школа — не подготовила; виновато время — не те формирует ценности». Но все это только слова. А юного существа, которому мечталось, который был готов оправдывать надежды, жить, работать, любить, рожать, на земле больше нет. Последняя, кого не стало из-за ГИА — испытаний даже не за 11-й, а за 9-й (!) класс, — шестнадцатилетняя девушка из Волгоградской области: отличница, единственная дочь в семье, притом поздний ребенок. Чье-то ненаглядное солнышко. Она оставила посмертную записку, в которой просила «отменить ГИА и не мучить детей». Самое страшное, что, как говорят, и результата еще не было. Был только страх. Муторный и мутный, видимо, до самого конца высосавший ее душу.
Наверное, это прекрасно, что испытания ГИА и ЕГЭ сегодня унифицированы, упорядочены, приведены в единую систему. Пусть даже и надо так долго ждать результат. Прекрасно, как безупречно марширующие школьники в парадной одежде. Правой! Правой! Кто сбился с шага — тот покидает строй. Иногда, навсегда...
Те родители, чьи дети сдавали ГИА или ЕГЭ (автор в их числе), знают, как мучительно тягостен даже не сам процесс сдачи экзамена, а ожидание итогов. Как убивает это «результаты экзаменов будут готовы через 5–10 дней», как ты ходишь на сайт, где должны выложить оценки, словно на работу, как велик соблазн зайти на левый ресурс и попытаться получить долгожданный ответ раньше, за деньги, хотя ты понимаешь: это разводка. И родители — сильные, выдержанные, прошедшие многие испытания в своей жизни — ломаются и начинают просить детей о помощи. Просить своеобразно: ходить за ними и нагнетать обстановку: «А вдруг ты не сдал? Ну вспомни, что ты решил!». Порой даже не подозревая, как сильно добавляют им этим нетерпеливым нытьем тяжести на душе.
А тут еще — кто же их не любит? — «к месту» оказываются веселые шуточки. Например, вот такая новость, которую можно растиражировать в Сети. «Министерство образования опубликовало сводные результаты ГИА. В этом году максимальное количество баллов набрали 33% выпускников. Несколько хуже обстоит дело с теми, кто набрал минимальное количество баллов. В частности, представитель Минобразования отметил работу по русскому языку (имярек) из (название региона): «Такое количество ошибок мы с коллегами видим первый раз в истории ГИА. В работе напрочь отсутствуют правильные ответы. Сначала мы хотели сделать выговор преподавателям по русскому языку (имярек), однако все остальные ученики класса показали превосходные результаты. На экстренном заседании нами было принято решение по санкциям относительно по русскому языку (имярек). Мы рассматриваем 2 варианта последующих действий: курс оздоровительных клизм либо запрет на брак с человеком, чей IQ выше 62 баллов».
...Да, это розыгрыш! Просто прикол. Достаточно вставить на специальном ресурсе желаемое имя и регион в специально оставленное для этого свободное место — и новость с нужной тебе фамилией начнет гулять по просторам Интернета. И не важно, что кто-то потом может даже не успеть дочитать ее до конца и осознать, что это шутка, как в голове его окончательно созреет страшное решение. И кто знает, не такая ли подколка стала поводом для распространившегося слушка о том, что погибшая девочка якобы не сдала экзамен, и подтолкнула ее искать выход не из ситуации, а сразу из жизни?
Конечно, ни один экзамен, как любое испытание, предназначенное выявить, кто владеет знаниями лучше, а кто — увы! — хуже, невозможно сделать безболезненным. Но никто этого и не просит. Самое страшное, что ни родители, ни школа, ни общество не ставят перед школьниками вопрос: что будет, если ты не сдашь ГИА и ЕГЭ? Именно вопрос. А не утверждение: вот не сдашь ГИА (ЕГЭ), и случится что-то страшное. Вопрос! А не ставят они его потому, что боятся: осознав ответ, школьники потеряют мотивацию хорошо учиться. Потому что ответ-то убивает сразу все страхи. Что будет? А ничего. Не сдашь — пересдашь. Не сможешь через месяц — сделаешь это через год. Да, обидно. Да, неприятно. Но — не смертельно. Потому что от «двоек» по ГИА и ЕГЭ не умирают. И это надо понять. А если ты, выпускник, понять это не в состоянии, то просто вызубри, как теорему Пифагора. И только потом начинай учить все остальное.