Некоторую ясность внес Следственный комитет. Дело возбуждено в отношении бывшего главы Российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрея Данилова, бывшего директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, а также иных «неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса «Домодедово». Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Следствие полагает, что действия указанных лиц повлекли увеличение степени уязвимости аэропорта и оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности. Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших от теракта, уточнил, что дело было возбуждено 28 апреля 2015 года по заявлению потерпевших, «по неоднократному требованию представителя потерпевших (адвоката Трунова) и в связи с началом рассмотрения дела в ЕСПЧ против РФ».
Действительно, в Страсбурге как раз близится к завершению рассмотрение жалобы потерпевшей Елены Криволуцкой на нарушение прав на жизнь, справедливое судебное разбирательство и эффективные средства правовой защиты. Криволуцкая получила множественные телесные повреждения, долго находилась между жизнью и смертью. В результате она осталась прикованной к инвалидной коляске, получила II группу инвалидности. При этом, пострадавшая женщина являлась единственным кормильцем своей семьи, на ее иждивении находились дочь – инвалид детства, страдающая сахарным диабетом и престарелая мать, также инвалид. Всем им требуется дорогостоящее лечение.
Собственно, этот пассаж, пожалуй, и объясняет неожиданную активность следственных органов. С самих террористов, которые уже осуждены, совершенно очевидно, взыскать надлежащую компенсацию для всех потерпевших нереально. Если Криволуцкая выиграет в Страсбурге, ее примеру последуют и другие потерпевшие. А бюджет страны и так трещит по швам. Если же виновными будут признаны хозяева аэропорта, все иски автоматически будут обращены к ним.
Отметим, в российской судебной практике есть прецедент, когда суд взыскивал моральный вред за действия террористов с авиакомпании, на борт самолетов которой они проникли. 24 августа 2004 года были взорваны самолёт Ту-134, выполнявший рейс Москва-Волгоград, и Ту-154 рейса Москва-Сочи. Тогда погибли все 90 пассажиров и членов экипажей этих рейсов. Несмотря на то, что авиакомпания «Сибирь» была признана потерпевшей от этих терактов, суд города Оби взыскал с нее компенсацию морального вреда в размере 750 тысяч рублей в пользу семьи Басюк, чей родственник погиб в результате теракта. Правда, родные погибшего подавали исковые требования на общую сумму 76 миллионов 590 тысяч рублей. Представители авиакомпании были возмущены, поскольку посчитали, что за безопасность пассажиров на борту должно было отвечать ЗАО «Истлайн авиейшн секьюрити» того же аэропорта «Домодедово», сотрудники которого допустили пронос взрывчатых веществ. Но тогда до руководства аэропорта у следствия руки не дошли.