Самая большая потребность сегодня — в трансплантации почки. Ежегодно в ней нуждаются 7–10 тыс. пациентов, а реально выполняется от силы тысяча пересадок. Такая же ситуация и с трансплантацией сердца. «Если в наш центр поступает пациент с сердечной недостаточностью в терминальной стадии, мы ставим его на аппарат искусственного кровообращения, и через несколько дней ему пересадят сердце. В 2013 году мы выполнили 100 таких пересадок, в 2014-м — 96. Но это — уникальный опыт. К сожалению, большинство нуждающихся в экстренной трансплантации сердца до нас не доезжают и умирают. Дефицит донорских органов у нас десятикратный», — говорит Сергей Готье.
В России не хватает донорских органов. Возможно, преодолеть ситуацию поможет законопроект, который сохранит презумпцию согласия на посмертное донорство органов при условии, что при жизни гражданин не зафиксировал свой отказ в специальном реестре, который пока еще не создан.
Могут ли какие-то новые медицинские технологии в будущем заменить трансплантацию человеческих органов? Например, Институт имени Склифосовского заявил об опыте пересадки стволовых клеток. Однако Сергей Готье считает, что клеточные технологии еще не настолько развиты, чтобы конкурировать с трансплантацией органов. Что же касается нашумевшей истории с пересадкой головы пациенту, которую собирается провести итальянский доктор, то Готье относится к этому скептически: «Особого доверия этот итальянский доктор не внушает. Технически провести такую операцию можно, наш ученый Владимир Демихов пересаживал головы собакам. Голова будет моргать и открывать рот. Однако никто не знает, сможет ли она управлять телом донора, на которое ее пересадят».