Он был бессменным узнаваемым лицом канала ТВЦ очень долгое время. Делал документальные фильмы, вел программы. Но всему хорошему когда-нибудь приходит конец, особенно с приходом нового руководства. Млечин не вписался в формат и ушел на Общественное телевидение (ОТР). Что там можно делать, на этом ОТР, непонятно, да и кто это будет смотреть?! И вот предложение от самого что ни на есть федерального, супергосударственного канала «Россия». Предложение, от которого невозможно было отказаться. Он и не отказался.
Показать историю через частную жизнь — что может быть прекраснее! Ведь любая политика (даже геополитика!) — это не более чем отношения людей. Простых, обычных, грешных. Потом уже для покорных масс нам объясняют эти телодвижения высочайшими интересами, понятиями войны и мира. Стоит ли верить?
Млечин и не верит. Он историк, с одной стороны, ну а с другой — личная, даже интимная жизнь (в литературном смысле) ему не чужда. Русская история в картинках. Развлекая — просвещай. Вот сверхзадача.
Например, Галина Брежнева, дочь генсека Леонида Ильича. Ее жизнь замечательна, достойна сериала, который уже снят. Советская принцесса, красавица, закончившая свою жизнь в психиатрической больнице. Многочисленные романы, мужья, драгоценности… В студию Млечин приглашает людей, которые что-то про это знают. Хотя они думают, что знают все. Раскапывают белье, не всегда чистое, с головой влезают в личное. Бил ее первый муж-циркач Милаев или не бил? — вот вопрос, почти гамлетовский. Свидетельница, супруга Эмиля Кио утверждает: да бил, конечно, ну а как же! На противоположной стороне сидят дети Милаева. Им, конечно, очень интересно.
Ну а сам Леонид Ильич, тот еще ходок! «Как же вы не дали ему свой телефон, он же просил?» — с воодушевлением спрашивает Млечин другую гостью. «Я уже замужем была», — отвечает она. Понятно? В этой передаче совсем непонятно, потому что частная жизнь, конечно, важней общественной.
Леонид Млечин так старается, играет голосом, смакует все эти подробности. Ну а как же, жизнь, она жизнь и есть, чего ее бояться. Но, честно говоря, выходит жалкое зрелище, душераздирающее. Умный, солидный телеведущий с безупречной репутацией вынужден делать это…
Ну а как остаться уважаемому человеку самим собой на сегодняшнем нашем ТВ? Где Сванидзе, Сорокина, Парфенов, Лошак, Пивоваров? Они решили не принимать новые правила игры, просто развернулись и ушли из ящика. Кто напрямую, с концами, а кто включил «паузу». Нет, можно пойти на «Культуру», если тебя возьмут. Не самый богатый канал, но все же… Можно уйти в ночь, если тебя возьмут. И там нести людям доброе, вечное… Не все мосты еще сожжены, да.
Но Леонид принял предложение… 16.00 — время домохозяек. Помешивая одной рукой борщ, а другой гладя мужу трусы — до истории ли тут?! Но уважаемый ведущий не может (и не хочет) вести проект на тему «кто пришил старушку» или брать в кривом эфире у мужиков анализы ДНК — тест на отцовство. Что для Малахова здорово, для Млечина смерть. Поэтому он и делает про историю, но так, чтобы тетенькам от 50 и выше было понятно. Старается, бедный.
Но тут как ни старайся… Вернее, цель-то интересная, только если ты не сильно будешь ворошить простыни, народ тебя не поймет. Дневной, прикормленный народ, которого посадили в это время на сериалы про любовь (морковь) и попробуй тут уйди в сторону. Шаг влево, шаг вправо — тут же переключат кнопку.
Вот такая нелегкая задача у любимого ведущего. Практически неразрешимая. И хоть Леонид Млечин мне друг, но…
Новейшая история
Тут у нас международный скандал приключился. Министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек вызвал посла России Сергея Киселева для дачи объяснений о показе у нас, на канале «Россия», документального фильма, где говорилось о том, что СССР и страны Варшавского договора спасли Чехословакию от иностранного вторжения.
Фильм так и называется «Варшавский договор — рассекреченные страницы». «Версию о якобы мирном пражском восстании с романтичным названием «Пражская весна», которой прикрываются пропагандисты, разрушают живые участники тех событий…» — сообщает закадровый голос диктора. Приехали.
Вот — новый поворот. Последние лет 25 по-хорошему мы каялись по поводу Чехословакии-68, просили прощения. На самом высоком уровне и на самом низком. Понимали вину своей замечательной страны, осознавали, что негоже со своим уставом, да в чужой монастырь, как слон в посудной лавке, ну и т.д. Приняли как аксиому, как догму. И все эти бывшие советские объяснения о братской помощи разрушились как карточный домик.
Дальше — больше. Мы покаялись за Венгрию-56, за Афганистан-79–89, за все на свете покаялись. На наших каналах, особенно на той же государственной «России», один за другим выходили антисталинские, антитоталитарные документальные и художественные фильмы, где прямым текстом сказано было: простите, люди добрые, мы больше так не будем, никогда. Да что фильмы, целый Сванидзе выходил, Николай Карлович, со своими ста сериями «Исторических хроник», где что ни серия, то гвоздь в гроб советской власти и ее политики.
И вот на тебе. У нас тут Крым наступил, понимаешь, полный Крым. Который, конечно же, наш. И еще Донбасс, который наш, но не совсем. А что такое история? Ну, вспоминайте! Это политика, опрокинутая в прошлое. Вот мы теперь ее и опрокидываем.
Еще не так давно наш замечательный президент Владимир Путин сказал, что мы «чувствуем моральную ответственность» за события 68-го года. А еще он когда-то говорил, что пакт Молотова-Риббентропа (чуть более давняя история) был ошибкой, ничего нам не дал. Но совсем недавно президент сказал нечто прямо противоположное, то есть этот пакт оправдал.
Такая история. Которая у нас пишется только от первого лица. Поэтому вот мой прогноз: не будут больше у нас снимать, а затем показывать по ТВ антисталинские фильмы. И антитоталитарные тоже не будут. И Сванидзе там теперь персона нон грата: снимут все эти повторы «Исторических хроник» на «России 24» и отложат в долгий-долгий ящик. В лучшем случае. Потому что хватит теперь унижаться. Мы нынче великие как никогда. И все, что мы делали раньше, было правильно. Или оправданно. Или вынужденно. Так победим!
Корпоративчик для своих
Чемпионат России по футболу закончился, забудьте. Был и прошел. В последнем туре на федеральном канале НТВ нам показали главный матч всех времен и народов «Зенит»—«Локомотив». По вывеске номинально так оно и есть — чемпион против обладателя Кубка. Только на самом деле никому эта игра была не нужна. Кроме…
«Зенит» давно уже обеспечил себе первое место, а «Локомотив» почти весь сезон болтался, как что-то там в проруби, ни туда ни сюда. По случаю чемпионства питерцы играли в желтых (типа золотых) маечках, ну и выиграли с минимальным счетом 1:0. Только в это самое время в некоторых других поединках решалась судьба места в Лиге чемпионов, Лиге Европы, а также участь тех, кто покинет высший дивизион. Ничего этого нам не показали. Ни до, ни после.
Да, матчи для эфира планируются заранее. Хотя раньше и их порой меняли, были случаи. Но даже если так хочется показать ничего не решающую игру российского чемпиона, можно же хотя бы в режиме online давать голы с других стадионов?
Тем более на канале «Наш футбол» все именно так и было. Но на НТВ — ничего подобного. Будто бы и не играли остальные клубы, не решали своих сверхзадач. Да, есть только «Зенит» и пусть весь мир отдохнет.
Но все же ясно. Кто тут у нас владелец четвертой кнопки? Одна замечательная газовая компания. А кто владелец «Зенита»? Одна замечательная газовая компания. Та же самая. Кажется, эти ребята решили сделать себе приятное. Устроить междусобойчик в прямом эфире, корпоративчик для своих. Действительно, ведь столько денег вбабахали в этот «Зенит» (некоторые говорят, что выкинули на ветер). Так ждали эту победу. И вот она пришла.
В отличие от многих москвичей никогда не страдал «зенитофобией», всегда за них болел в еврокубках. Но здесь… Им-то хорошо, а каково болельщикам других команд? Четвертая кнопка — частота федеральная, напомню, то бишь общенародная. А тут взяли и перепутали свою шерсть с государственной, будто национальный эфир — это частная лавочка.
Вы не правы, господа.