Руководитель подводно-поискового клуба «Ростов Дайв» Роман Дунаев рассказал «МК», что может находиться на борту затонувшего корабля и какая судьба ждет находки и само судно.
На данный момент прошел только первый этап исследований, поэтому участники экспедиции очень осторожно говорят о своей находке.
— Сейчас мы можем лишь сказать, что найден древний корабль, предварительно, византийский. Очень большой, я бы даже сказал, необычно большой для этого времени — корабли той эпохи, с которыми исследователи имели дело ранее, в длину были не больше 20–30 метров, — пояснил «МК» Роман Дунаев. — Поэтому появилось еще одно предположение: возможно, мы обнаружили место крупного кораблекрушения, а на дне лежат несколько столкнувшихся кораблей. В пользу этой версии говорит тот факт, что останки лежат перпендикулярно друг другу.
К этой находке дайверы шли не один год. Еще в 2006 году во время исследования дна Черного моря гидролокатором команда Романа Дунаева обнаружила в этом районе некий крупный объект.
— Что именно мы тогда нашли, мы не знали. Только сейчас мы смогли продолжить исследования по тем наработкам, спустили вниз сперва роботов, затем водолазов, и поняли, что это огромный корабль, — говорит Роман.
Конкретное место дислокации уникального судна дайверы держат в секрете.
— Велик риск, что корабль могут разграбить «черные» археологи. Поэтому сейчас квадрат, где идут работы, находится под круглосуточным наблюдением военных и пограничников. Могу только сказать, что лежит корабль на глубине более 80 метров.
— Изначально сообщалось, что на борту может быть более сотни древних амфор.
— Несколько сотен точно! И это только по предварительным подсчетам. Причем кроме амфор там есть и другие артефакты, которые пока мы держим в секрете. Уверяю: корабль перевозил не только амфоры.
— Неужели там можно найти золото?
— Все возможно.
— Роман, расскажите, в каком состоянии сам корабль и обнаруженные на нем предметы?
— Для 9-11 века это очень хорошее состояние. Амфора, например, которую мы успели сфотографировать, настолько чистая, что создается впечатление, будто ее только что положили. Серьезные восстановительные работы ей не нужны. Опреснить, высушить небыстрым методом — и она сможет пополнить коллекцию любого археологического музея. Вообще, у Черного моря есть уникальная способность — в грунте сохранять первозданную красоту предметов.
— Так, может, впоследствии найденный вами корабль станет вторым «Васой» («Васа» — единственный в мире полностью сохранившийся до наших дней парусный корабль XVII века, который шведам удалось поднять со дна, отреставрировать и сделать музеем. — А.Г.)?
— Мы на это очень рассчитываем и будем обращаться к правительству с просьбой дать «добро» на создание у нас в стране первого музея поднятого со дна корабля. Правда, сперва нужно установить, можно ли его поднять и законсервировать и как это лучше сделать.
В начале июня участники экспедиции в районе обнаружения уникального судна приступят к основному этапу работ.
— Могу сказать, что это будет беспрецедентная экспедиция — в России таких масштабных работ еще не проводилось. Будет привлечено очень много техники, на месте будут работать роботы, проведут гидроакустические исследования, 3D-съемку объекта, целый ряд других исследований. Только после этого будет известен точный возраст находки, какие предметы находятся внутри и в каком они состоянии. В конце же будет принято решение по охране этого памятника.
К слову, в этом районе отряд Романа Дунаева нашел еще несколько кораблей. Но к их изучению подойдут позднее.