Запрет свободной продажи «таблеток от беременности». Сегодня в аптеках можно приобрести разнообразные отечественные и зарубежные препараты для прерывания беременности - для так называемого "фармакологического аборта". Они рассчитаны на прерывание беременности на ранних сроках - не более 4-6 недель. Такие препараты позволяют сохранить способность к деторождению, которая нередко исчезает при классическом аборте. Сегодня такие препараты можно приобрести свободно, и даже использовать без контроля врачей. Новый законопроект предполагает ограничение их оборота - запрет на свободную (без рецепта врача) продажу в аптеках.
Запрет «абортов за госсчет». Сегодня в России прерывание беременности входит в спектр медицинских услуг по полису ОМС, и, главное, не требует особых причин - достаточно лишь желания женщины. Тогда как в большинстве государств одного желания для аборта недостаточно - необходимы веские причины - медицинские показания, или беременность по причине изнасилования или инцеста. Фактически в нынешней ситуации аборт финансируется государством, по данным Минздравсоцразвития расходы на них составляют 3-4 млрд. руб. в год. Эти деньги предлагается направить на пособия по беременности женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Новый законопроект должен вывести аборты из системы ОМС, оставив бесплатными только аборты по медицинским показаниям.
Запрет «коммерческих абортов». Предлагается запретить проведение абортов коммерческим клиникам - «зарабатывать на этом — безнравственно!» - говориться в пояснительной записке в законопроекту. Нарушители, практикующие подпольные аборты, будут штрафоваться частных повитух оштрафуют на 200 тыс. руб, юрлиц — до 2,5 млн.
Запрет «абортов вслепую». При прерывании беременности многие женщины стараются не рассматривать эмбрион как живое существо и будущего человека. Соответственно, аборт проходит «морально безболезненно». Законодатели хотят сделать обязательным демонстрацию женщине сердцебиения плода на УЗИ перед абортом — эта обязанность ляжет на врачей, к которым обратились с просьбой прервать беременность. Предполагается, что, услышав стук сердца ребенка, женщина должна одуматься и отказаться от аборта.
Инициативы депутатов имеют под собой некоторую логику — во всяком случае, финансирование за счет госбюджета абортов «по желанию» практикуется в считаных странах — в Канаде, Дании, Нидерландах, Швеции и ряде других. При этом тысячи женщин (и мужчин!), безусловно, будут возмущены попыткой лишить их гибкости в вопросе планирования семьи, категорично заменив прерывание беременности по ОМС денежными выплатами. Елене Мизулиной, впрочем, к возмущенным нападкам не привыкать - на заседании думского Комитета по делам семьи, женщин и детей, в ответ на вопрос о недовольных, она ответила:
- Сразу после наших инициатив начнется дискуссия в прессе и обществе - это значит, что проблема есть, и мы правы!
- Я против любых запретительных мер в этой области! - возмущается академик Владимир Серов, и.о. президента Российского общества акушеров-гинекологов, руководитель отдела восстановительных методов лечения ФГУ научного центра акушерства и гинекологии, - Во-первых, запретительные меры никогда не давали эффекта — если не считать таковым рост числа криминальных абортов. Во-вторых, только безграмотностью можно объяснить надежду повлиять такими мерами на демографию — не стоит думать, что если мы сейчас запретим миллион абортов, то получим миллион новых граждан! Это совершенно не так. В третьих, пресловутые таблетки, которые хотят запретить — это один из самых безвредных для здоровья женщины способов прерывания беременности. Бортться против абортов нужно двумя вещами — улучшением уровня жизни и просветительской деятельностью. Сейчас в школе шарахаются от слов «сексуальное образование», а если бы оно было, нуждающихся в абортах стало бы радикально меньше!
- Безусловно, новые законодательные инициативы усложнят жизнь женщинам — вторит ему Анатолий Кулинич, врач-гинеколог одного из крупных столичных коммерческих медцентров. - С другой стороны, стоимость противозачаточных средств несравнимо меньше стоимости препаратов или услуг по прерыванию беременности, так что если граждане станут серьезнее относиться к планированию семьи и интимных отношений, то это пойдет им только на пользу. Пострадают ли частные медцентры от запрета на этот вид деятельности? Ну, разве только те, которые на них узко специализируются. У нас - крупная компания, мы легко перераспределим наши направления. Касательно же «нравственности или безнравственности» прерывания беременности в коммерческих клиниках: это медицинская услуга, так или иначе требующая труда врачей, персонала, медпрепаратов и оборудования, она никому не навязывается и не может быть бесплатной — финансируется ли за счет клиента или за счет бюджета.