Некоторые звонки особенно врезаются в память операторов.
— Однажды позвонил юноша 17 лет. Время было 4 утра, он плакал и говорил, что жизнь его разрушена, ему грозит срок, и он готов вот прямо сейчас выпрыгнуть из окна, — рассказывает руководитель сектора «Детский телефон доверия» при центре экстренной психологической помощи МГППУ Елена Алеева. — Оказалось, накануне днем девушка рассказала ему о своей беременности и потребовала 10 000 рублей на аборт. Мальчик был уверен, что отец его возлюбленной посадит его в тюрьму, ведь девочке 16 лет. Потому что таких денег у него не было, а родителям рассказать боялся. В процессе разговора консультанта насторожило несколько моментов. Во-первых, то, что девушка предъявила ему справку о беременности, где написан срок 1,5 месяца (беременность считается в неделях). Во-вторых, что деньги нужны были непременно завтра. Одним словом, психолог сильно засомневалась в существовании этой самой беременности. Но в любом случае надо было прежде всего успокоить парня. Консультант предложила ему обратиться в медцентр, где их с девушкой примут бесплатно. Там же они могут уточнить все моменты, касающиеся беременности и срока. В итоге через неделю этот парень перезвонил и сообщил, что мы были правы — девушка вовсе не беременна, а всего лишь пыталась получить нужную ей сумму.
На московский детский телефон в 2015 году поступило 172, а в 2014-м — 130 звонков от потенциальных самоубийц. Самая частая причина попыток суицида — первая любовь.
Однако куда чаще желания умереть от первой любви подростков беспокоят проблемы в семье и школе.
— Позвонил мальчик, десятиклассник, — рассказывает психолог. — Жалуется, что учитель химии придирается к нему, хотя он по этой дисциплине лучший ученик, собирается поступать в профильный вуз. Обида мальчика дошла уже до того, что он не спит ночами перед уроком и вообще готов сменить школу. Выяснилось, что учительница строга не только с ним. Зато как педагог она очень сильная и знания дает хорошие. Так, постепенно ребенок сам пришел к пониманию того, что внимание учительницы как раз и выражается в том, что она дает больше заданий и занижает оценку. Поставив себя на место учителя, мальчик посмотрел на ситуацию по-другому. Его страх испарился.
Самая горячая пора для специалистов телефона доверия — весна и начало лета: «В это время тревога от предстоящих ЕГЭ и ГИА совпадает с периодом весенних влюбленностей и драм».
Первые, «взрослые», телефоны доверия стали появляться у нас в стране в начале 2000-х годов. Однако с детскими гораздо сложнее, и специалисты, принимающие звонки от подростков, должны обладать особыми знаниями.
— В нежном возрасте все трудности воспринимаются острее, чем во взрослом, — говорит руководитель психологического центра «Квартет», доцент МГУ Антон Сорин. — Подростки очень остро переживают все чувства: разочарование, обиду, злость. Эмоции овладевают ими настолько, что мешают адекватно оценивать то, что произошло. А если в семье кризис доверия и некому рассказать самое сокровенное — то вообще катастрофа. Детям, оказавшимся в кризисной ситуации, очень нужна помощь и поддержка.
Пять лет назад Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, было предложено объединить все службы одним номером, чтобы подросток в самый ответственный момент не услышал в трубке короткие гудки или безразличный голос автоответчика: «Оставайтесь на линии...». Единый номер 8-800-2000-122 объединяет 238 организаций по всей России. Набрав этот номер из любого города и поселка на всей территории страны, родители и дети получат квалифицированную и неотложную психологическую помощь (конкретно Москву и область обслуживают 11 государственных психологических служб).
Несмотря на то что сервис «горячей линии» работает без перебоев, психологи напоминают, что лучшая помощь для ребенка может быть только в семье. И самая надежная гарантия счастливого будущего у ребенка — доверительные и теплые отношения с родителями.