На основании Божественного откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших, поэтому и «относится к телу христианина как к храму Божию». Другими словами, при традиционных похоронах тело в земле обеспечивает вечную жизнь на небесах. Однако Церковь считает, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии. Поэтому РПЦ не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции, — так говорит Архиерейский собор РПЦ.
То есть соблюдающим каноны христианам не следует беспричинно выбирать кремацию — только вынужденно. К примеру, это допустимо в странах, где кремация является частью обычаев местной культуры, или в случае серьезных материальных затруднений.
Однако к развеиванию праха РПЦ относится более нетерпимо. «После кремации прах должен быть предан земле!» — заявляют в Церкви.
В других религиях отношение к кремации сильно различается. Такие верования, как буддизм, индуизм, синтоизм, — поощряют ее, сжигание тел для них традиционный способ погребения. Христианские конфессии (католичество, протестантизм и т.д.) относятся к ней крайне сдержанно, примерно так же, как и РПЦ, — не поощряют, но допускают при нужде. Ислам и иудаизм кремацию категорически отрицают. Впрочем, в особых обстоятельствах смягчение правил встречается даже в самых строгих религиях.
— Кремация в исламе запрещена, но есть так называемый принцип дарура — вынужденности, — говорит проректор Московского исламского института Раис-Хазрет Измайлов. — Он позволяет в случаях острой необходимости отступать от канонов шариата, если есть угроза жизни или здоровью людей. К примеру, если традиционные похороны в земле невозможны по причине какого-то эпидемического заболевания, скажем, то кремация в виде исключения может быть допустима.
— В иудаизме кремация не принята по причине того, что наше тело — божья собственность и мы его как бы «берем в аренду». А что взято на время — то должно быть возвращено в первоначальном состоянии, — рассказывает эксперт по еврейской литературе библиографического научного центра им. Якова Шуба Андрей Бредштейн. — А сжигание тела — это полное его изменение, это недопустимо. Именно поэтому у ортодоксальных евреев всегда были проблемой какие-либо необходимые по медицинским показаниям «модификации» тела — удаление аппендицита, конечностей и т.д. Да и у небольших локальных религий есть такие запреты — вплоть до переливания крови. Именно из-за необходимости вернуть тело в землю в неизменном виде.
С точки же зрения закона в отношении праха у родственников покойного имеется полная свобода. Урну можно держать дома на полке, можно заказать захоронение в земле, можно развеять с горы или над морем... А одна швейцарская компания без шуток предлагает сделать из праха алмаз — настоящий, с сертификатом, твердостью, прозрачностью, огранкой и прочими характерными признаками бриллианта!