МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Битва в тылу

Такие, как Елена Орлова, работали на Победу уже детьми

Елена Васильевна Орлова войну помнит отчетливо — такова особенность детских воспоминаний. Помнит, как ребенком работала на колхозных полях, чтобы обеспечивать продовольствием нашу армию. Помнит, как мерзла, как голодала. Помнит, как в ее родной Коломне взорвался пороховой склад — такова была стратегическая хитрость, позволившая не подпустить немцев к Москве.

О женском возрасте говорить не принято, однако Елене Васильевне ее 83 никто и не даст. Аккуратная, подтянутая женщина. Неизменно доброжелательная и внимательная. В общем, такая, каким и должен быть настоящий медработник.

Для женской консультации при городской клинической больнице №70 Елена Васильевна — настоящая легенда. Через нее прошло уже несколько поколений пациентов. Она воспитала несколько поколений акушерок. И до сих пор она в строю — по-прежнему работает с будущими мамочками.

Последние 46 лет своей жизни Елена Орлова работает в женской консультации ГКБ №70. Фото: Наталья Мущинкина

...Елена Васильевна еще никогда не общалась с журналистами, а потому очень стесняется. И интервью дает в присутствии «группы поддержки» — коллег из родной консультации, в том числе ее заведующей, Ириной Балашевой, с которой проработала бок о бок почти два десятилетия. «Я как пришла, сразу попала в руки к Елене Васильевне, а уж потом она попала ко мне в руки», — шутит заведующая консультацией. «В этой больнице я работаю уже 46 лет — с 6 марта 1969 года», — рассказывает наша героиня.

…Ее трудовая биография начиналась как раз в самые суровые для нашей страны годы. С 1942 года и до самого конца войны Елена Васильевна работала в подсобном хозяйстве паровозостроительного завода (за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1945 года награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»). В те годы на полях работали в основном старики и дети, все мужчины ушли на фронт.

— У нас была сформирована целая бригада подростков. Ее возглавляли две старшие девочки, им было лет по 18–19. А в их «подчинении» было пятеро детей в возрасте 11–12 лет, в том числе и я. Работали мы в подсобном хозяйстве Коломенского паровозостроительного завода. Выращивали на полях овощи, а потом собирали их для наших солдат. Немец был совсем близко — всего в сорока километрах от нас. Мы жили в пригороде, и воинские части стояли по домам. Например, в нашем доме в комнате общей площадью 30 квадратных метров кроме нашей семьи жили еще 12 солдат, — рассказывает Елена Васильевна.

В ее семье было пятеро детей, и все девчонки. Шестая сестренка погибла совсем крошкой. Всю семью тянула мать — отец умер еще до войны, в 1940 году. Елена была самой младшей из всех сестер.

— Я помню, как однажды ночью взорвался большой пороховой склад — это придумало наше командование, чтобы напугать немцев, которые уже вплотную подошли к Москве. И они отступили. Было очень страшно. Склад располагался на берегу речки Коломенки, полыхало, как в аду, — продолжает Елена Васильевна. — А в памяти осталось, что немцев под Каширой отогнала конница под командованием Белова.

Елена Васильевна очень стесняется общаться с журналистами. Фото: Наталья Мущинкина

Холод и голод военных лет

Хотя боевых действий в Коломне и не велось, война чувствовалась повсюду. «У нас весь участок был перерыт, солдаты проложили окопы на случай боевых действий, — продолжает Елена Орлова. — Бомбили же в основном паровозостроительный завод, который, кстати, работает и по сей день. А вообще, конечно, тяжело было очень. С одеждой было плохо, поэтому зимой мы мерзли, а летом страдали от жары. Зимой мы перебирали картошку в сырых подвалах. Тот адский холод я помню до сих пор! Да и голод был страшный. Когда мы сами получали по нескольку картофелин, это был большой праздник. Собирали мороженую картошку, из ее очисток варили похлебку. Самой большой радостью было, когда кто-то из соседей давал нам свекольной ботвы на суп. Конечно, никаких денег нам за работу не платили. Была у нас такая система «палочек» — с их помощью отмечалось, что мы работали. В соседнем с нами доме столовались офицеры, и мама работала там посудомойкой. Она приносила нам остатки со стола. Никогда не забуду, как мы подсушивали и ели тот хлеб».

Конечно, семье, состоящей из одних женщин, приходилось тяжко. Но как-то выкручивались. Например, старшая сестра, которой к началу войны исполнилось уже 18, устроилась на работу в артель портных, где шили форму для солдат. «Из оставшихся лоскутков, которые шли на форму, она сшила мне платье — я помню его до сих пор», — рассказывает Елена Васильевна.

И все же дети всегда оставались детьми, невзирая на то что вокруг шла война. «На Пасху мама, которая дожила до 94 лет, всегда старалась сшить нам новые ситцевые платья. И я помню, как мы, ребятишки, катали яйца с горки в овраге. Конечно, мы придумывали себе разные игры. Например, у нас были соседи, у которых была лошадь с повозкой. И вот мы зимой собирались с детьми и на этой повозке спускались с горки. Болели в годы войны люди мало. Но в основном мы думали о том, что бы поесть. Голод преследовал нас еще несколько лет после войны».

Продолжали деревенские дети и учиться. «Помню, одна девочка, с которой мы учились, жила при совхозе и приносила нам в школу морковку и жмых. Мы все ждали ее прихода, чтобы разделить эти сокровища на всех. Учеба во время войны не прекращалась, а я училась всегда хорошо, без «троек», да и «четверок»-то почти не было. После школы выбор у меня был невелик — в городе у нас имелось три учебных заведения: сельскохозяйственный техникум, машиностроительный и медицинское училище. Конечно, я выбрала последнее. Правда, крови я всегда очень боялась. Помню, пришла первый раз в роддом — а там разрыв промежности. Ну я и хлопнулась в обморок прямо там».

«Скорая» лошадь

...В 1950 году Елена Орлова окончила Коломенскую фельдшерскую школу по специальности акушерка. И уехала из Коломны в Луговую. «Вообще-то мы с девчонками мечтали распределиться в Якутию. Почему — и сама не помню, нам казалось это очень романтичным. Одна девочка в группе уж очень сильно нас агитировала. Но не сложилось», — вспоминает Елена Васильевна.

Несколько лет она работала медсестрой — по распределению в роддома, которых было всего два, она не попала, поскольку оба были на капремонте. В итоге Елена Васильевна оказалась в небольшой деревенской Луговской амбулатории при Институте кормов им. Вильямса. В ней обслуживались студенты и аспиранты. Здесь работали гинеколог, терапевт, акушер и педиатр. «Рожали тогда мало, не как сейчас — по 30 родов в сутки только в нашей больнице. Но в мои обязанности входила, конечно, не только акушерская работа. Мы, например, обслуживали пациентов на дому. А тогда ведь «скорой помощи» не было. Так что работали мы, считай, круглосуточно, нередко пациенты стучались к нам домой. Например, терапевт у нас жил на втором этаже, на первом этаже в том же доме была амбулатория. И вот как-то прихожу, а на столе записка: приходите срочно, умирает дочь. Прибегаем по адресу. В доме без сознания лежит 15-летняя девочка, у нее «острый живот». Отец от страха и от пережитого шока заперся в сарае и слова вымолвить не может. И вот мы с врачом побежали на станцию, остановили электричку и на ней отправили девочку в больницу на доске — даже носилок не было. Впоследствии оказалось, что у нее внутри разорвалась киста», — вспоминает Елена Васильевна.

Таких случаев в ее практике было немало — ведь в те годы не было ни диагностических приборов, ни даже нормального санитарного транспорта. «Один раз у нас была тяжелая пациентка после родов — не отходила плацента. Мы ее везли на санях до поезда, чтобы отправить в больницу в Бескудниково. В итоге и ребенок, и женщина остались здоровы. А один раз ребеночка нам помогли спасти подопытные животные, которых держали в Институте кормов. Тогда нас вызвал ночью один дачник. У его беременной жены случилось выпадение пуповины до родов, у ребенка не было сердцебиения. И вот на одной из институтских лошадей мы отправили их в ближайшую больницу», — продолжает Елена Васильевна.

Там же, в Луговой, молодая акушерка встретила своего будущего мужа. И когда его командировали в Тамбовскую область, поехала за ним. И несколько лет работала там в здравпункте завода, в поликлинике.

Зачем беременным шоколад?

Однако последние 46 лет своей жизни Елена Орлова работает в женской консультации ГКБ №70, которая находится в Новогирееве. Имеет высшую квалификационную категорию по специальности акушерское дело. Является заслуженным работником больницы. Общий стаж ее работы в системе здравоохранения составляет уже 65 лет! Не раз ей выносили благодарности. Департамент здравоохранения города наградил ее почетной грамотой «За долголетний и безупречный труд в здравоохранении». А государство присвоило ей звание ветерана труда и наградило одноименной медалью.

«Елену Васильевну уважают и пациенты, и коллеги. Когда мы работали с ней в паре, к нам выстраивались огромные очереди, пациенты нас любили. Елена Васильевна очень мудрая, пациенты даже характеризовали ее как «интеллигентную до мозга костей». Независимо от настроения, от того, что происходит дома, она относится к пациентам с добром, внимательно, участливо. Она просто молодец!» — говорит Ирина Балашева.

Сегодня Елена Васильевна занята на очень ответственной работе — работает в кабинете, где беременным проводят новое исследование под названием кардиотокография. Оно оценивает состояние сердечной деятельности плода и позволяет заблаговременно выявлять признаки гипоксии (кислородной недостаточности). Исследование проводится иногда минут по сорок — все это время нужно следить за будущей мамочкой, постоянно находиться с ней рядом. И нередко... кормить шоколадом! Дело в том, что, когда малыш спит (а у детей в утробе регулярно бывает «тихий час»), проводить такое исследование бесполезно. А шоколад позволяет плоду проснуться — поэтому в специальном шкафчике в кабинете кардиотокографии для беременных всегда припасены несколько плиток лакомства. В присутствии благожелательной Елены Васильевны беременные расслабляются.

Работа держит в тонусе

— Я очень люблю свою работу, — говорит Елена Васильевна Орлова. — Мне иногда задают вопрос: ты не устала? Может, хватит работать? Да я хожу на работу с таким удовольствием! У нас вообще все работают с радостью — столько положительных эмоций! Мы же общаемся с будущими мамами, с детишками. К нам потом приходят, приносят фотографии подрастающих малышей. Через нас проходят порой целые поколения — вот недавно одна наша пациентка привела беременную дочь. И не важно, где живут люди, все равно едут к нам. И вообще, наша работа особенная — мы всегда видим результат своего труда. И отвечаем сразу за двух пациентов. И потом среди молодого коллектива так прекрасно находиться. Ведь дома-то я одна.

...К сожалению, ее муж уже ушел из жизни. Но зато у Елены Васильевны большая семья, которая всегда поддерживает ее и в горе, и в радости. У нее двое любящих и внимательных дочерей (которые, конечно же, рожали под ее чутким руководством), четверо внуков и двое правнуков. «Самая старшая моя внучка — очень талантливый врач, акушер-гинеколог, работает в престижном частном роддоме в Лапине. Я, кстати, даже присутствовала на ее защите. Еще одна моя внучка — экономист, аналитик. Один мой внук — биохимик в Академии наук, кандидат наук. А еще один мальчик — студент последнего курса, учится в автодорожном вузе, будет экономистом-строителем. Кроме того, у меня есть две правнучки, от внука и внучки. Однако живу я одна, и дома находиться не люблю, мне хочется быть в коллективе», — не без гордости рассказывает Елена Васильевна.

...Сегодня Елена Орлова — единственный работающий ветеран Великой Отечественной войны в городской клинической больнице №70. Однако тех, кто уже вышел на заслуженный отдых, здесь не забывают — в честь Дня Победы каждый год устраивают торжественные чаепития. «У нас есть один сотрудник, который очень хорошо поет и играет на гитаре. Мы накрываем стол для ветеранов, а он им поет», — рассказывают работники больницы.

Ну а мы задаем Елене Васильевне традиционный и немного банальный вопрос: в чем же секрет ее бодрости, здоровья? «Главное — что я всегда чувствую себя нужной людям. И, конечно, никогда не курила и не пила даже по праздникам», — говорит она.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах