Будущий цвет российских инженеров-инноваторов — участников форума — отбирают на региональных и местных научных соревнованиях по всей стране, а на финале в Москве разработки юных изобретателей оценивает жюри из 100 докторов и 140 кандидатов наук ведущих университетов и научных центров — МГТУ им. Баумана, МГУ, ВШЭ, РГУ нефти и газа им. Губкина и других. В этих соревнованиях стремятся принять участие более 150 тысяч школьников и студентов со всех городом и поселков России.
В этом году на финальный форум съехалось около тысячи инновационно мыслящих и амбициозных молодых умов — лучшие из лучших. Самому юному дарованию — 9 лет. Разработки участников — натуральные инновации, в формате лучших примеров современных стартапов! Это и мюонный телескоп из Таганрога, и космический тренажер из Мурманска, и необитаемый подводный аппарат из Геленджика, капсульный пневмотранспорт из Новороссийска, инвалидное балансирующее кресло из станицы Родниковское и многое многое другое.
Разработки школьников удивляют своей серьезностью и основательностью. В то время как многие их зарубежные одногодки стараются реализовывать себя в создании тысяч бессмысленных и бесполезных мобильных приложений для смартфонов, наши ребята зачастую предпочитают заниматься рациональными, физически осязаемыми вещами.
— Тема моей работы звучит так: «Конструкция универсального жилища для малонаселенных и труднодоступных территорий», — рассказывает Настя Беспалова, ученица 11-го класса гимназии из подмосковного Ногинска. — Это быстросборное жилище, тип которого называется «геодезический купол». Конструкция «геодезический купол» известна достаточно давно и используется в архитектуре — полусфера, собранная из пластин-треугольников. Суть же моей разработки — специальные соединители-коннекторы, благодаря которым соединяются треугольники купола. Главная идея — унифицированное производство дешевых однотипных треугольников, из которых можно легко и быстро собирать самые разные по размеру здания-купола — соединитель-то одинаковый. Такая конструкция дома подходит для народов Крайнего Севера, которые не строят стационарных жилищ, для экспедиций, для временного проживания и зон чрезвычайных бедствий. Со мной уже связались представители МЧС, которых заинтересовала технология быстросборных треугольников.
Интересный гаджет разработал Александр Лукьянов, десятиклассник из екатеринбургского лицея №110 им. Л.К.Гришиной. Его проект называется «Умная флешка LigoDrive», хотя устройство несколько крупнее флешки — размером приблизительно с мобильный телефон.
— «Умная флешка» — это устройство для хранения файлов, как и обычная флешка, — рассказывает Саша. — Но действует она как «облачное хранилище», доступное без Интернета. Проще говоря, внутри этой флешки находится память, Wi-Fi и аккумулятор, от которого она работает до десяти часов. Вы можете без проводов через Wi-Fi зайти в память этого устройства с любого мобильного гаджета: со смартфона, планшета, ноутбука — и скачивать файлы, редактировать их, добавлять или удалять. Как с обычной флешки!
К примеру, вы приехали на встречу с коллегами, и вам нужно раздать им всем презентацию и получить от них файлы документов. У вас в кармане «Умная флешка». Они включают свои смартфоны и планшеты, видят Wi-Fi-сеть под названием «Умная флешка LigoDrive», подключаются к ней и попадают в хранилище файлов. Скачивают оттуда нужное и кладут туда свои файлы.
Свой проект Александр Лукьянов собирается воплощать в жизнь самостоятельно. В тусовке IT-изобретателей давно существует международное интернет-сообщество «Кикстартер», в котором разработчики собирают с миру по нитке на промышленное производство своих изобретений. Для «Умной флешки» нужно 45–50 тысяч долларов — такую сумму многим с легкостью удается собрать за несколько месяцев, если проект действительно интересный. Екатеринбургский десятиклассник надеется, что его идея привлечет внимание посетителей «Кикстартера».
Работа десятиклассника Андрея Опарышева из московского Лицея информационных технологий №1537 поражает замороченностью названия — «Программно-аппаратная реализация мультиагентной робототехнической системы». Ну как, скажите, парень в 17 лет может выбрать такую «ботаническую» тему, вместо того чтобы разработать очередное, тысячное, наверное, по счету приложение для трепа в Фейсбуке или кривой клон игры типа «Злых птичек»?! А вот может! Что скрывается за сложным названием разработки, Андрей поведал «МК»:
— Это попытка реализации принципов искусственного интеллекта — системы умных механизмов, взаимодействующих между собой без участия человека. Этим перспективным направлением занимаются сейчас многие исследователи во всем мире — к примеру, в ближайшие годы интеллектуальные модули, установленные в обычных автомобилях, будут поддерживать постоянную автоматическую связь друг с другом в определенном радиусе, и если водители допустят опасное сближение, машины сами скорректируют траекторию движения, предотвратив аварию. Меня же больше интересует применение группового взаимодействия роботов в областях, где есть угроза жизни человека. При различных катастрофах мультиагентные роботы (например, летающие беспилотники) смогут эффективной группой лететь в определенном порядке и проводить наблюдение в труднодоступных условиях (например, в дыму). А интеллектуальное взаимодействие позволит им не сталкиваться между собой и строго выдерживать интервал друг с другом.
— Уровень разработок участников год от года растет, — радуется председатель жюри форума «Шаг в будущее» Валерий Наумов, завкафедрой «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы» МГТУ им. Н.Э.Баумана. — Растет и количество участников. Съезжаются талантливые ребята со всей страны! Многие потом учатся и у нас, и в других ведущих вузах, и поэтому хочется дать им полезное предостерегающее напутствие. Талантливые изобретатели частенько бывают «однобоки» — излишне погружены в направление, которое им интересно, забывая о других. И нередко я вижу, как на 1–2-м курсах им невероятно трудно учиться, в особенности на таких предметах, как сопромат, техническая механика и т.д. Занимаясь любимым направлением, не забывайте об остальных!