Глава РОАД Владимир Моженков проинформировал Минпромторг, что ассоциация подготовила проект радикального реформирования сферы торговли подержанными машинами.
В тучные годы, когда российский авторынок рос как на дрожжах, а дилеры делали бешеные деньги на торговле новыми машинами, рынок подержанного автотранспорта их практически не интересовал. Но пришел кризис, торговля новыми машинами сдулась, и ситуация поменялась радикально: в первом квартале 2015 года было зафиксировано всего 384 000 продаж новых машин. Зато подержанных за то же время продали почти вчетверо больше — 1,1 миллиона штук!
Сейчас объем российского рынка подержанных авто оценивается примерно в 3 млрд рублей. При этом лишь 6% автомобилей с пробегом продается через автодилеров. Остальные 94% машин б/у меняют хозяев, что называется, «из рук в руки».
Когда человек пытается продать свою подержанную машину дилерскому центру, последний всегда дает за нее цену значительно ниже рыночной. Разница между ней и среднерыночной стоимостью аналогичного авто и составляет маржу автодилера. Естественно, большинство автовладельцев не желают терять часть выручки, отдавая ее автодилерскому предприятию, выступающему в данной ситуации в роли банального перекупщика.
Исключением можно считать схему купли-продажи по схеме трейд-ин — когда человек отдает свою старую машину автодилеру в счет покупки у последнего новой. В этом случае гражданину легче согласиться с заниженной оценкой его старой машины, поскольку он практически сразу пересаживается за руль новенькой. Собственно, из трейдиновских машин преимущественно и состоит доля дилерских центров на российском рынке подержанного автотранспорта.
В условиях кризиса, когда Минпромторг прогнозирует на 2015 год падение продаж новых авто на 24%, автодилеры неожиданно осознали: три миллиарда на дороге не валяются. И судорожно бросились осваивать ранее игнорируемую ими нишу. Но как загнать толпы частников, продающих свои машины друг другу напрямую, в объятия дилерских центров, если людям это просто невыгодно?
В РОАД полагают, что придумали способ. Глава ассоциации Владимир Моженков рассказал «МК», что ее эксперты изучили европейский и американский опыт торговли подержанным транспортом. И на его основе разработали некую программу реформирования российского рынка бэушных авто. Осветить подробности г-н Моженков отказался, однако подчеркнул, что запрета торговли машинами с рук в предложениях РОАД нет. «Это абсурд, никто запрещать людям продавать и покупать машины не собирается. Мы подготовили проект реформы сектора торговли подержанными авто, рассчитанной на 2–5 лет. Речь идет о том, чтобы вывести это рынок из полутеневого сектора. Чтобы было хорошо и покупателю, и автодилеру, и государству», — заявил Владимир Моженков. Предполагает ли реформа сделать хорошо человеку, продающему свою машину, глава РОАД не уточнил.